MENU

1141_d1092-m

29.06.2017 • Первая полоса, Судостроение, Флот

За нами — пятое поколение АПЛ

«Мы строим корабли!» — звучит легко и романтично. Но за этими словами стоит трудоёмкий процесс. Каждый его участник выполняет уникальную задачу, чтобы судно уверенно вышло в открытое море. Накануне праздника — Дня кораблестроителя, который теперь будет отмечаться каждый год 29 июня, мы пообщались с выпускниками Института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) филиала САФУ в Северодвинске. Выпускники направления «Кораблестроение и океанотехника», оканчивающие обучение по профилю «Судовые энергетические установки», уже несколько лет работают на предприятиях города. Благодаря интегрированной системе «завод-втуз» ребята прошли путь от учеников до вполне квалифицированных рабочих или младших специалистов

Сегодня впервые в России отмечается День кораблестроителя

Готовы и к гражданским заказам

— Ещё в школе мне нравилось заниматься техникой, — рассказывает выпускник Сергей Будрин. — На мой взгляд, кораблестроение — одна из самых интересных специальностей. Привлекает перспектива, которую даёт профессия. Хорошие механики всегда востребованы, и не только на наших заводах, но и за рубежом.
— Я поступал в Севмашвтуз ещё в 2011 году, — вспоминает Николай Хатанзейский. — Выбрал это направление, потому что есть возможность познать производство с самых низов, с ученика слесаря-монтажника. Сейчас я работаю в 50-м цехе Севмаша. Здорово, что можно сразу применить теорию на практике, а не ждать пять лет до выпуска.
Директор Севмашвтуза Марк Ивлев уверен, что главный ресурс на предприятии — это люди и специалисты. Их недостаток — одна из проблем современного судостроения.
— Мы как можем пытаемся исправить ситуацию, — говорит Марк Леонидович. — Привлекаем абитуриентов перспективой трудоустройства, хорошей зарплатой. Теперь дело за дальнейшим развитием социальной инфраструктуры в городе и регионе, чтобы всем, а особенно молодым, хотелось жить и работать здесь, заводить семьи.
Севмаш загружен военными заказами на ближайшие годы. ЦС «Звёздочка» ремонтирует подводные и строит надводные корабли для ВМФ. Но подготовка в вузе не преследует конкретную задачу. Ребята вполне могут работать не только над военными, но и над гражданскими коммерческими проектами.
— Я писал диплом на тему «Проектирование энергетической установки танкера», — рассказывает Сергей Лыбашев. — В России гражданское судостроение развивается медленно. Мой проект технологии монтажа дизеля сделан с расчётом на использование импортного оборудования. Аналогичное оборудование в России ещё только готовится к производству. Надеюсь, что вскоре выпускники нашего института будут закладывать в свои проекты отечественные изделия.
Исторически сложилось так, что многие гражданские суда раньше строились за пределами Советского Союза. Проблемы с оборудованием, конечно, есть. Для их решения уже не первый год активно реализуется программа импортозамещения.
Ясно, что гражданский флот нуждается в серьёзном обновлении. У нас много старых, отслуживших срок судов, тогда как морские и речные перевозки являются наиболее эффективными с экономической точки зрения: страна богата водными путями.
— Гражданское судостроение будет развиваться, — уверен Марк Ивлев. — Такая сложная отрасль, как судостроение, крайне важна для успешного развития экономики в целом. В ней сосредоточена и наука, и большое число занятых, и много смежников. Отрасль, как человек, может уверенно стоять лишь на двух ногах, где одна нога — военное, а вторая — гражданское судостроение.

Карьера и армия

В основе любой идеи на предприятии лежит уже имеющаяся практика: технологии, конструкторские решения. Но Марк Ивлев полагает, что выпускники Севмашвтуза могут привнести на предприятие новое видение, опираясь на собственные свежие идеи и опыт давно работающих коллег.
— Мы ещё увидим, как ребята станут большими начальниками, — улыбается выпускникам директор. — Надеюсь, они не забудут и годы учёбы в родном институте.
Карьерный рост на производстве не зависит от курса, на котором обучается студент. Чтобы продвинуться в должности, нужно проявить себя, сдать экзамен на разряд. Другой выпускник, Валерий Заболотских, ещё не получил диплом, а уже стал инженером по наладке и испытаниям в 15-м цехе на «Звёздочке».
— Мне хочется стать грамотным специалистом, поддержать честь института и внести вклад в производство, — ставит себе цель Валерий. — Я начал работать слесарем-монтажником в бригаде холодильщиков. А оттуда уже перешёл на работу инженером.
Его одногруппнику Сергею Лыбашеву  также поступают предложения по трудоустройству.
— Конечно, хочется получить хорошую должность, зарплату иметь побольше, — смеётся Сергей. — Я сейчас слесарь-монтажник 3-го разряда на Севмаше. Поступали предложения стать и производственным мастером, и нормировщиком, и мастером ОТК. Но в отделе труда сказали, что надо принести диплом. У меня ещё впереди служба в армии. Отслужу и вернусь на завод, буду решать, кем устроиться.
Сейчас работникам оборонных предприятий отсрочку от службы в армии не предоставляют. Но, как считает директор, главное, чтобы ребята хотели вернуться на завод, место за ними остаётся.

От «Академика Александрова» до «Казани»

Сразу после защиты дипломов ребята выйдут на работу.
— На последней производственной практике мы занимались подготовкой подводного крейсера к спуску на воду, — рассказывает Валерий Заболотских. — Одна из решаемых мною задач — проверить готовность оборудования и систем корабля, и её я выполнял совместно с работниками профильных цехов и военного представительства.
Хотя ребята учились в одной группе, работают они в совершенно разных местах. На предприятие студенты попадают по распределению. Многие успели поработать на известных заказах.
— Наша бригада занималась установкой систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Мне удалось поработать на заказах 885-го проекта «Ясень», например на подводной лодке «Казань», которую вывели из дока 30 марта, — говорит Дмитрий Стогов (сейчас он трудится на Севмаше слесарем-монтажником).
Сергей Лыбашев работает в бригаде гидравлистов. Вместе с коллегами он осуществляет монтаж систем гидравлики на кораблях, участвует в испытаниях гидроприводов клапанов и промывке трубопроводов. Много опыта за плечами и у Сергея Будрина, который трудится на «Звёздочке» производственным мастером в 15-м цехе.
— Я занимался организацией работ на том же корабле, где Валерий работает механиком. Также был участником работ на судне «Академик Александров» и других кораблях.
— Будем строить пятое поколение подводных лодок! — улыбается Сергей Лыбашев.
— И не только пятое,— уверен директор Севмашвтуза Марк Ивлев. — Ваши свершения и победы еще впереди!

Фото автора. Впереди ребят ждут большие свершения. В центре: директор Севмашвтуза Марк Ивлев. Слева направо выпускники: Дмитрий Стогов, Сергей Лыбашев, Сергей Будрин, Валерий Заболотских, Николай Хатанзейский.

Comments are closed.

« »