Любой горожанин, который регулярно пользуется общественным транспортом, волей-неволей встречается с кондукторами. От приветливости этих работников зависит и настроение пассажиров. Сами посудите: если утром в автобусе вам нагрубили, будете ли вы весь день ходить с улыбкой на лице? Вряд ли. Только вот мало кто задумывается, что хмурые, даже грубые пассажиры — тоже не редкость.
Сложности и неожиданности «народной» профессии
Дело-то семейное!
Снежана Самолюк (на снимке) работает кондуктором уже шесть лет. Здесь же, на предприятии ООО «СЦ ПАТП», трудится и её мама Эльвира Леонидовна. Можно сказать, это дело у них — семейное.
— В работу втянулась легко, — вспоминает Снежана. — Люблю трудиться. Мне нравится общаться с людьми, пассажиры в основном попадаются вежливые. А я продаю билетик, улыбаюсь и иду дальше. Ведь настрой пассажиров во многом зависит от моего поведения.
Коллеги Снежаны отмечают её открытость и отзывчивость, и эти качества важны в данной профессии. Прежде всего, кондуктор должен быть психологом. Важно умение определить степень добродушия или раздражительности каждого пассажира. С утра на «билетёра» выплёскивается масса негативных эмоций горожан. Но кондуктор не имеет отношения ни к пробкам, ни к графику движения, ни к состоянию автобуса или дорог. Его обязанности — брать плату за проезд и при необходимости подсказывать нужную остановку.
— Кондукторы лишь облегчают пассажирам оплату проезда. Людям теперь не нужно самим подходить к кассовому аппарату, заранее готовить необходимую сумму, отрывать билетик, — отмечает директор предприятия Николай Карягин. — А нужно просто зайти в автобус и дождаться, когда с них возьмут плату.
Из-за этого основная масса людей считает, что если их не «обилетил» кондуктор, то они имеют право ехать бесплатно. Разумеется, это не так.
Нюансы
Есть множество моментов, которые кондуктору необходимо отслеживать. Например, у немного выпившего человека (но не нарушающего покой других пассажиров) следует заранее спросить, на какой остановке он выходит, и следить, чтобы он её не пропустил. Есть свои нюансы и в провозе багажа: у пассажира с действительно большими сумками нужно потребовать дополнительную плату. Пожилому человеку при необходимости — помочь переставить вещи в более удобное место.
Деньги — это отдельная тема. И мелочь, и крупные купюры могут стать причиной конфликта. Даже если проезд оплачивают пятитысячной купюрой, кондуктор обязан найти сдачу. Но приготовьтесь к тому, что это может быть мелочь. Причём та самая мелочь, которую кондуктор получил от других пассажиров. К слову, за один рабочий день со всех автобусов предприятия инкассируется 45—50 кг монет.
И кондуктор никогда не отсчитывает мелкие деньги намеренно, чтобы «сплавить» их: это замедляет работу.
— Проще вечером сдать всю насобиравшуюся мелочь в кассу — и всё, — говорит Снежана.
«Зайцев» всё меньше
Немалую роль играет и контрольно-ревизорская служба. Если раньше их работа была направлена на «отлов» безбилетников, то сейчас проверяется весь транспорт в комплексе. В частности, контролёры смотрят, насколько кондуктор опрятен, насколько грамотно он выполняет свои обязанности, обращают внимание и на состояние автобуса. Но и про «зайцев» не забывают, хотя такие сейчас встречаются редко: за последние три года замечено менее 10 случаев.
— Это говорит о том, что кондукторы выполняют свою работу хорошо, — подчёркивает Николай Карягин.
Есть и проблема забытых вещей — такое случается ежедневно. Но ценные вещи до кондуктора или водителя обычно не доходят. Это связано с тем, что пассажиры не выходят на конечных остановках (когда им нужно ехать в другую сторону) и у кондуктора нет возможности осмотреть салон.
Как видите, порой кондукторам приходится непросто. Одни идут на эту работу за неимением прочих вариантов, другие — действительно находят себя в этой профессии. Снежана — из второй категории.
РАБОТА НЕ ДЛЯ «СОВ»
Утренняя смена кондукторов начинается в 05.40. Так что в то время, когда большинство людей только-только просыпаются, работники общественного транспорта уже не первый час на ногах.
ИЩЕМ ГЕРОЕВ!
Если у вас есть коллеги или друзья, которые могли бы стать героями нашей рубрики, звоните в редакцию 92-14-14 или пишите info@nworker.ru.
Фото автора