Проблем этих много. И касаются они всего, к чему ни обратись: дорог, размещения и питания гостей, логистики, экскурсионного обслуживания, взаимодействия туроператоров с музеями и представителями сопутствующих услуг, финансирования отрасли и маркетинга территории. Слёзы по туризму представители данной индустрии пролили на борту парохода «Н.В. Гоголь» за «круглым столом», прошедшим в рамках ярмарки-выставки «Мир путешествий Поморья».
Туроператоры обсудили, что мешает сделать наш регион магнитом для путешественников
Стартовали с Соловков
По словам члена региональной туристской ассоциации Сергея Никулина, подготовиться к наплыву гостей жемчужина региона не успела. Дороги на Соловках в убитом состоянии, к ряду достопримечательностей попасть трудно. На архипелаг приходится примерно 30% общего турпотока региона. Но добираться туда туристы предпочитают всё-таки через Карелию.
У нас же не хватает самолётов и регулярных судов: отправить группу более сорока человек уже проблема. Причём даже заполненный самолёт оказывается для перевозчика убыточным. Фирмы считают: неплохо было бы развивать туризм на Соловках в другие сезоны. Но зимой количество рейсов заметно сокращается. И хотя там недавно появились туры на снегоходах, стоят они дороже автобусных экскурсий.
Ни самолётом, ни поездом
Непросто сегодня добраться и до родины Михайло Ломоносова: расписание переправ, по словам туроператоров, составлено крайне неудобно для групп. Пешком до музея туда и обратно — около трёх километров, люди не успевают к парому, а большие автобусы на него не помещаются.
Страдает из-за отсутствия нормального сообщения и онежское направление. После отмены поезда из Архангельска приток туристов в район заметно сократился. Про качество дороги, для поездки по которой не каждое транспортное предприятие рискнёт давать автобус, писали не раз.
Звучало и такое предложение: соорудить эллинги близ Онеги, чтобы туда можно было бы добираться по морю на яхтах. Своего решения ждёт и вопрос с причалами в Архангельске: морской речной вокзал может принимать одновременно два больших судна. Но тогда нет места для швартовки парохода «Гоголь», прогулки на котором пользуются большим спросом.
— Нужна хорошая транспортная инфраструктура. И тогда можно будет говорить о привлечении туристов в регион, — считает Сергей Никулин.
Мальчики налево – девочки…
Параллельно с логистическим вопросом идёт ещё один — естественного свойства. Туалеты по пути следования автобусов в регионе в ужасном состоянии. Во многих местах их просто нет. «Когда едем на Кий-остров, все леса в округе «заминированы», — признаются туроператоры.
Другая системная проблема — высадка туристов из автобусов во время экскурсий по городу. Сегодня не существует специального знака «Стоянка туристических автобусов», поэтому многие просто исключают из маршрута такие значимые пункты, как площадь Мира и музей изобразительного искусства в Архангельске, чтобы не попадать на штрафы от ГИБДД.
В Калининграде нашли выход: у достопримечательностей установили свои знаки — другой транспорт там не останавливается. Это сняло бы напряжение и у нас, но такой способ не законен. Нужно обозначить в городе точки высадки туристов и биться за них, считают
операторы. А для этого инициировать встречу туристской ассоциации с ГИБДД и министерством культуры, подключить областное Собрание.
— Самостоятельно маленьким турфирмам сегодня не решить такие проблемы — это задача министерства культуры, — отмечает генеральный директор турагентства «Помор-Тур», один из старейших работников сферы Татьяна Бестужева.
Когда гостям не рады
Если брать глобальнее: у региона сегодня нет единой стратегии развития отрасли. Её меняют каждые два года, выбирая то технологический, то арктический вектор. Это мешает туроператорам реализовывать единую концепцию. Проблема маркетинга территории очень важна.
— Было время, когда мы чуть ли не конфликтовали с администрацией. Архангельск — город сказки, родина Бабы Яги, Снеговика, Морошки. Для такого города это всё несерьёзно! Наша тема — водные пути и освоение Арктики, — считает генеральный директор туристского агентства «Визит» Александр Белецкий.
Технологическое направление нашего региона — это алмазные карьеры, ЦБК, космодром, кораблестроительные предприятия. Но их представители не заинтересованы в присутствии гостей. Для них это копеечная прибыль и головная боль по поводу безопасности: на объектах нет условий для провоза туристических групп. Пока там не сделают специальных троп и наблюдательных пунктов, такой туризм развиваться не будет. И решён этот вопрос может быть только на законодательном уровне.
Пока туроператоры борются с текущими проблемами, многие предпочитают путешествовать самостоятельно, не желая переплачивать фирмам: находят по интернету информацию о музеях и достопримечательностях, бронируют гостиницы онлайн. Отрасль, естественно, терпит убытки. Индивидуальные вояжи всё более и более популярны, но при этом и негативных отзывов о собственном опыте в интернете немало. Задача операторов — объяснить, почему всё-таки лучше обращаться в фирмы, которые заинтересованы в качественном туристическом обслуживании и берут на себя решение проблем любой сложности.
Туристическим делом в Архангельской области занимаются фанатики. Нарекания операторов из года в год одни и те же, но проблемы не решаются. Обидно за регион, который имеет все возможности для развития туризма и не может их реализовать.
Бравурные цифры турпотока в области не отражают реального положения дел, считают работники отрасли. В отчётах нередко учитывают служебные командировки, а иностранных туристов в связи с санкциями стало меньше. Фактически операторам с трудом удаётся поддерживать прежний уровень турпотока.
Фото автора. Не в дверь, так в окно: пока туроператоры решают проблемы сферы, путешественники протаптывают свои тропки для знакомства с регионом.