MENU
682_d1092-m

11.06.2017 • Медицина, Общество

Как «вылечить» медицину

Поводом для серьёзного разговора в стенах нашей редакции стал опрос, который провёл городской совет ветеранов Северодвинска. Пенсионеров попросили оценить качество и доступность медицинских услуг в лечебных учреждениях города. Какую же оценку поставили горожане? Об этом рассказала руководитель социальной комиссии ветеранской организации Татьяна СТУКОВА, а свои комментарии дали замминистра министерства здравоохранения Архангельской области Ольга ТЮРИКОВА, и.о. начальника отдела модернизации и управления территориальной системой здравоохранения минздрава региона Елена ХАЛМРАДОВА, начальник ФГБУЗ ЦМСЧ-58 Виктор ГОЛУБЦОВ, главный врач Северодвинской городской больницы № 2 Александр ИЕВЛЕВ, главный врач Северодвинской городской больницы № 1 Римма КАРТАШОВА, главный врач Северодвинской детской клинической больницы Ольга КИСЕЛЁВА

Это обсудили на «круглом столе» руководители областного минздрава, лечебных учреждений города и ветераны

Ох уж эти очереди

Т. Стукова. Анкетирование показало известные проблемы. Во-первых, ветераны отметили недостаток участковых врачей и узких специалистов, особенно острая проблема с эндокринологом, гастроэнтерологом, онкологом и ревматологом. Во-вторых, удручает долгий срок ожидания приёма. Запись к терапевтам и врачам общей практики — от двух до трёх недель. Вот одна из анкет: «На УЗИ и маммографию ожидание может составлять до шести месяцев, в связи с этим истекают сроки анализов, и пациент ходит по кругу». В-третьих, врачи, особенно участковые терапевты, ведут приём, не соблюдая время, указанное в талоне — от 1,5 до 2 часов. Некоторые отмечают, что персонал не всегда вежлив, формально относится к пациентам. Были случаи, когда медработники не предоставили информацию, что помощь можно получить в день обращения в кабинете неотложной помощи.
О. Тюрикова. Хочу начать с вопросов этики общения с пациентами. Конечно, работать с людьми всегда непросто. Здесь нельзя исключать человеческий фактор и загруженность персонала, однако специалист находится на рабочем месте, и никакого невежливого отношения быть не должно. Формирование профессиональной этики медработника — одно из важных направлений работы регионального минздрава. Уже сейчас во многих учреждениях, в том числе и в Северодвинске, проходят тренинги бесконфликтного общения для специалистов регистратуры и среднего медперсонала.
О доступности помощи. Медицинские организации должны соблюдать сроки в рамках программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Например, к педиатру, терапевту, врачу общей практики пациент должен попасть в течение 24 часов, период ожидания плановой госпитализации может составлять один месяц. А если нуждаетесь в экстренной помощи, то должны быть госпитализированы незамедлительно в ближайшее медучреждение. Исследований УЗИ, маммографию не должны ждать более 14 дней. Соблюдаем ли?
А. Иевлев. В конце прошлого года у нас были значительные очереди на УЗИ, так как запись делилась между пациентами, которые проходят диспансеризацию и плановые обследования. Недавно прошли переподготовку шесть врачей нашей горбольницы, и теперь УЗИ-диагностика осуществляется в учреждении почти круглосуточно. Сроки ожидания УЗИ составляют в среднем 2—3 недели. Маммографию проходит в среднем около 30 женщин в день, больших очередей нет.
Р. Карташова. В связи с выполнением программы диспансеризации у нас тоже были проблемы со сроками оказания УЗИ-обследования. Кроме того, был переходный этап — взамен старых мы устанавливали два новых аппарата. Как смежную специальность УЗИ-диагностику освоили врачи-рентгенологи, то есть с нехваткой специалистов тоже справились.
О. Тюрикова. Со случаями, когда кто-то ожидал УЗИ полгода, давайте разбираться. Такого быть не должно.

Есть полис? Помощь бесплатна

Н. Трофимова. Это важно, поскольку люди среднего возраста всё чаще выбирают частные медцентры, где можно записаться быстро и в очереди сидеть не придётся.
О. Тюрикова. Идти или не идти в платную клинику — личный выбор, но если у пациента есть медицинский полис, мы должны работать так, чтобы он смог получить необходимую помощь, исследования и манипуляции бесплатно в рамках государственных гарантий. Другая сторона проблемы: сами пациенты не всегда используют возможность прийти на бесплатный приём. Но нередко пациенты, записавшись онлайн не бесплатный приём, не приходят. Например, в прошлом году стоматологическая поликлиника Северодвинска приняла 3 757 электронных заявок, при этом 30% записавшихся не были на приёме — а это 1 175 человек. По поликлиникам на Яграх: 8 176 — записались, 2 100 — не пришли, тоже более 30%. По итогам года речь идёт о тысячах не явившихся по записи. На это пропущенное время могли бы записаться другие люди. Поэтому пациенты тоже должны чувствовать свою меру ответственности и если планы поменялись, позвонить в регистратуру или отменить электронную запись.
Н. Трофимова. Вернёмся к очередям. Больше всего нареканий от наших читателей — на очереди к участковым терапевтам, до 1,5—2 часов. Сколько должен длиться приём? Сколько человек обслуживает каждый терапевт?
Р. Карташова. Чтобы разгрузить врачей общей практики и терапевтов, мы открыли в поликлинике кабинеты неотложной помощи. Те, кто очень плохо себя чувствует, могут обратиться в этот кабинет к опытному фельдшеру. Там же могут выписать рецепт или больничный лист. Благодаря этому мы увеличили время приёмов на участках.
А. Иевлев. У нас на приёме звонков работает специалист с медобразованием, который решает: оформить ли  вызов врача на дом, предложить пациенту электронный талон или отправить его в кабинет неотложной помощи. То есть грамотно распределяет поток пациентов. С другой стороны, мы ограничены нормативом, рекомендованным Минздравом РФ: например, терапевт или офтальмолог должен принимать от четырёх до шести человек в час, а скажем, фтизиатр — двух. Но самая большая нагрузка на участковых врачах — на одного специалиста приходится от 1 500 до 2 000 человек, нередко это совмещение двух участков. Одна из причин — нехватка врачей. Увы, молодые специалисты не считают интересной деятельность врача-терапевта: это приёмы длительностью шесть часов подряд, при этом врач выступает чаще всего как первичное звено для направления больного к узкому специалисту. Ходить по вызовам на дом — тоже сложная работа. Поэтому мы внедряем систему «бережливое производство», максимально освобождая терапевтов от лишней работы, от выписки рецептов, решаем вопрос с транспортом, чтобы доставлять докторов на вызовы.

«Растим» докторов сами

Р. Карташова. Проблема острой нехватки кадров  последних лет постепенно решается. Наша больница заключает с выпускниками школ договоры на целевое обучение, и после окончания вуза ребята успешно вливаются в коллектив. Мы их стараемся поддерживать, например, оплачиваем из внебюджетных источников стоимость аренды жилья, транспортные расходы, если врачи приезжают из Архангельска. Кстати, многие приезжающие из области желают работать именно в Северодвинске — здесь повышенные северные коэффициенты.
В. Голубцов. Радует, что мы возрождаем советскую систему тесного сотрудничества с медицинским вузом. Мы работаем со студентами СГМУ начиная с 3—4 курса, некоторые проходят специалитет на базе ФМБА — сейчас таких 27 человек. В прошлом году заключили пять договоров с пятикурсниками, а это будущие хирурги, рентгенологи, акушеры-гинекологи.
Сегодня молодой специалист, который устраивается на работу в ЦМСЧ-58, получает подъёмные от 30 до 50 тысяч рублей. Ещё одна преференция — возможность приобрести квартиру по льготным условиям в рамках программы строительства жилья для корабелов, которые реализуют Севмаш и «Звёздочка».

Сокращаем койки?

Н. Трофимова. О проблеме сокращения коечного фонда круглосуточного стационара. Ветеран Севмаша пишет: «В декабре не смог попасть в стационар ЦМСЧ-58 на платную операцию по поводу удаления камней в почках. Якобы в рамках выделяемых по линии ОМС квот мест нет».
О.Тюрикова. Минздрав региона может сократить только невостребованные койки, проведя анализ состояния заболеваемости в городе (районе), нормативов медпомощи по разным направлениям и т.д. Если пациент действительно нуждается по показаниям в круглосуточном стационаре, он будет госпитализирован.
Р. Карташова. В горбольнице № 1, например, за этот и прошлый год сократили 60 коек, при этом жалоб ни от кого не получали. Стали более востребованы терапевтический и хирургический дневные стационары.
В. Голубцов. Сегодня вводится такая система, как механизм маршрутизации пациента. Например, больной с сердечно-сосудистыми заболеваниями или нейрохирургическими проблемами будет направлен в ЦМСЧ-58, поскольку на этом профилируется наше лечебное учреждение. В прошлом году мы приняли более 700 человек с острым коронарным синдромом, более 200 — с инфарктом миокарда. При этом не обязательно тех, кто работал на Севмаше или «Звёздочке». Также и специалист градообразующего предприятия с острым аппендицитом, холециститом или после травмы может быть доставлен в первую горбольницу, поскольку у неё профиль скорой медицинской помощи. А операцию по удалению камней в почках вы можете сделать в горбольнице № 1, которая получает больше квот на плановые хирургические вмешательства в рамках ОМС, чем наше учреждение так называемого третьего уровня. Современная тенденция — больницы развиваются в соответствии с профилем, приобретая соответствующее оборудование, обучая специалистов по направлению.
О. Тюрикова. О наших планах по совершенствованию работы. Во-первых, это профилактика. Будут продолжены диспансеризация детей и взрослых, мотивация населения к здоровому образу жизни, раннему обращению за медпомощью. Всё это позволит выявить заболевание до того, как оно перейдёт в хроническую форму. Второе направление — развитие высокотехнологичной помощи и новых методов лечения. Сегодня 70% пациентов имеют возможность получить помощь на территории области, не выезжая в другие регионы. Третье направление — информатизация в соответствии с требованиями Минздрава страны. Это внедрение электронных больничных листов, записи на приём и т.д.

ЧТО БУДЕТ

• В этом году в поликлинике № 1 начнёт работу врач-гериатр, специализирующийся на проблемах людей пожилого возраста.
• 10 однокомнатных квартир в новостройке арендовало руководство Северодвинской городской больницы № 2 для врачей и медсестёр, что позволит привлечь узких специалистов, участковых врачей. Частично будут возмещены расходы на аренду жилья или выплату ипотечных платежей.
• В поликлинике № 3 в регистратуре планируется установить систему видеонаблюдения, которая позволит разобраться в случаях недопонимания между медперсоналом и пациентами.

Comments are closed.

« »