MENU
449_d1092-m

03.06.2017 • Культура

Что случилось в театре?

Малая сцена драмтеатра изначально задумывалась как площадка для творческих экспериментов. Всё это время с момента её открытия в 2008 году зрителя баловали самыми разнообразными жанрами и представлениями. Читали поэмы в стихах, показывали литературно-музыкальные композиции, игровые программы, спектакли-монологи. Но, пожалуй, не хватало какой-то изюминки, какой-то провокационной вещи, способной взбудоражить, потрясти зрителя, заставить его переосмыслить некоторые вещи

Эдвард Олби на малой сцене Северодвинского драматического

И вот наконец свершилось! Накануне закрытия 80-го творческого сезона на большой сцене состоялась премьера на малой.
Драму по пьесе Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке?» представили два новых актёра труппы, приехавшие из Ростова-на-Дону, — Илья Костинкин и Олег Наливайко. Ребята уже успели запомниться северодвинской публике интересными актёрскими работами в спектакле «Горе от ума».
В качестве режиссёра «Что случилось в зоопарке» выступил сам Илья Костинкин. Вещь не с пылу с жару, её уже показывали в других театрах, но для нашего зрителя она стала настоящим откровением.
Американец Эдвард Олби — прижизненный классик. Его смерть полгода назад в возрасте 88 лет оставила в большом унынии весь литературный мир. Олби — яркий представитель театра абсурда, и весьма характерным примером его творческого стиля является первая написанная им пьеса «Что случилось в зоопарке». Появилась она, кстати, в 1958 году.
Драматурга уже ставили в Северодвинском драматическом театре. Например, пьесу «Все в саду» в 2004-м, но эта постановка наверняка уже подзабылась.
Несмотря на свой изрядный возраст, «Что случилось в зоопарке» говорит о вечных темах. Хотя пьесу и осовременили в деталях, вплоть до того, что один из героев курит не трубку, как в оригинале, а электронную сигарету. Она весьма откровенная — в некоторых выражениях, в описании разнообразных жизненных ситуаций, — что называется 18+. И эта одна из многих «фишек» Олби.
Что мы видим на сцене — полную разобщённость, отчуждение людей разных социальных слоёв. И тут не идёт речь о классовой борьбе, о которой столь долго и нудно твердили большевики. Всё гораздо страшнее, потому что происходит в реальности, здесь и сейчас.
Начало не столь интригующее. На скамейке, покуривая, сидит мужчина средних лет и читает книгу. Это книгоиздатель Питер (Олег Наливайко). Но вот появляется усталый, потрёпанный жизнью, влачащий жалкое существование в грязной каморке, но не теряющий иронии и откровенного сарказма Джерри.
По его инициативе завязывается диалог. Поначалу нормальный, а потом всё более и более странный. По мнению Питера. Тем не менее он вроде бы и раскрывается отчасти по ходу диалога. Однако по мере того, как всё более откровенным, напористым и даже вульгарным становится Джерри, Питеру делается неуютно, и он закрывается.
Его организованный уютный мир с кошечками, попугайчиками, детьми и несколькими телевизорами  резко контрастирует с тем, что говорит собеседник. Питер находится в своей матрице, где ему всё понятно и комфортно. Любые же попытки вытащить его на свет божий встречают сопротивление вплоть до откровенной агрессии.
Красной нитью через весь спектакль проходит тема зоопарка. Что это как не образ-символ реального мира, где люди сознательно отгораживаются друг от друга решётками? Каждый в своей клетке. Мой дом — моя крепость…
В попытке убедить Питера, заставить его преодолеть непонимание Джерри идёт на крайние меры. Финальная сцена драки и смерти Джерри от своего же ножа — одна из самых ярких и натуралистичных в спектакле. Настолько, что зрители невольно и громко ахали. Игра актёров очень слаженная, сильная, эмоциональный накал велик, и в сочетании с многоуровневой метафорической конструкцией постановки это даёт потрясающий результат.
Репертуар театра пополнился весьма достойной вещью, которая сегодня в момент необычайного разобщения человечества актуальна как никогда!
С премьерой! Ждём новых постановок!

Фото автора. Джерри (И. Костинкин) пытается наладить диалог с Питером (О. Наливайко).

Comments are closed.

« »