24 мая большой зал детской музыкальной школы № 3 был практически полон. Концерт учеников заслуженного работника культуры РФ Лины БАРЫШЕВОЙ в честь дня её рождения — уже давняя традиция. У Лины Александровны училось немало «звёздных» пианистов (вспомним хотя бы лауреата многочисленных конкурсов Ивана Шмелёва), и эти майские вечера всегда были интересными. И не хотелось верить, что сейчас этот зал собрал любителей фортепианной музыки, почитателей уникального педагогического таланта Лины Александровны в последний раз... Маэстро выходит на пенсию, уезжает в Санкт-Петербург. Но, может, ещё будет возвращаться и собирать своих выпускников в родных стенах?
Концерт-подношение
«Подношение любимому учителю» — так названа концертная программа. Свои выступления учителю подарили нынешние ученики Ольга Минина и Марк Щеколдин, выпускница Дарья Земляная — студентка Архангельского музыкального колледжа. Но гвоздём программы стала московская гостья Любовь Брюханова, лауреат ряда столичных фестивалей и конкурсов.
Двенадцатилетняя Люба, можно сказать, «внучатая ученица» Лины Александровны: занимается в Центре «Моцарт» у педагога Анастасии Воробьёвой, которую в Северодвинске помнят как ученицу Барышевой Асю Наумову.
Этюд-картина «Ярмарка» Рахманинова, «Шум леса» Листа, «Наваждение» Прокофьева, «Баркарола» Чайковского, «Традиционный фокстрот» Раймонда Паулса (Л. Брюханова), «Сувенир» Фролова (М. Щеколдин и О. Минина), интермеццо Брамса (Д. Земляная), токката Хачатуряна (О. Минина), концерт для фортепиано с оркестром Грига в переложении для двух фортепиано (Л. Брюханова и А. Наумова)… Зрительный зал буквально взрывался аплодисментами и криками «Браво!», слёзы наворачивались на глаза — как от прекрасной музыки в прекрасном исполнении, так и от проникновенных слов, которые были произнесены в адрес именинницы. Море роз, море слёз… Смех, впрочем, тоже раздавался — какой день рождения без юмора, без забавных воспоминаний?
Искренне, без официоза звучали выступления начальника отдела культуры управления культуры и общественных связей администрации города Натальи Трубачёвой, директора школы Лидии Данилюк, руководителя отделения фортепиано Светланы Прокопец. Настрой создавала бессменная ведущая всех концертов в этом зале Людмила Грибанова. И, конечно же, сама Анастасия Наумова — любимая ученица, продолжательница педагогической традиции Лины Александровны. После завершения программы она ещё долго играла произведения Баха, Листа, Вагнера и Рахманинова в подарок любимому учителю и всем собравшимся в зале. Никто не хотел уходить…
Услышать невыразимое
Мне посчастливилось общаться с Линой Александровной в качестве мамы её ученика Ильи Павлова. И я представляю, какой душевный труд она вкладывала в каждого воспитанника, — не так-то просто современного пацана, слушающего рэп и играющего в джедаев, научить любить Баха… Хоть мой сын пошёл учиться дальше не музыке, а философии, влияние Лины Александровны, а также преподавателя сольфеджио Людмилы Фёдоровны Грибановой, несомненно, сказалось. Без них он бы не написал статью «Композиторская техника и невыразимое: к философии музыки Л. Витгенштейна», которую опубликовал один из рецензируемых научных журналов.
Лина Александровна из тех людей, которые могут чувствовать невыразимое, — саму душу музыки, божественную гармонию, скрытую за вязью нотных строк. Одну и ту же пьесу можно сыграть по-разному, даже высокая техника исполнения не всегда раскрывает весь смысл произведения. Лина Александровна учила, прежде всего, воспринимать, слышать эту невыразимую красоту, тончайшие нюансы — а потом уже извлекать волшебные звуки из клавиш инструмента. Обучение музыке — это тяжелейший труд как для учителя, так и для ученика, и надо быть поистине гениальным педагогом, чтобы ученики трудились с радостью.
Спасибо вам, Лина Александровна. Всего вам доброго в прекрасном городе на Неве. Всё-таки, надеюсь, — до новых встреч!
Фото Светланы Гуц. Лина Александровна Барышева со своей ученицей Анастасией Воробьёвой (Наумовой).