Открывая мыс Желания

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/05/754_d1091-m.jpg

На прошедшем в Архангельске Международном арктическом форуме не раз звучала мысль о том, что высокоширотный туризм — наше конкурентное преимущество, необходимо его развивать и насыщать интересным продуктом. Ставку на это делают и в Минприроды России. Но насколько реально развивать туризм в условиях непростой логистики и не повредит ли хрупкой экосистеме массовое присутствие человека? Об этом беседуем с и.о. руководителя национального парка «Русская Арктика» Александром КИРИЛОВЫМ.

Туристы готовятся осваивать высокие широты на яхтах и вертолётах

Нацпарк не вещь в себе

— Национальный парк — это природоохранное учреждение, но он не может быть вещью в себе, — поясняет позицию руководства структуры Александр Георгиевич. — Как объяснить людям, что нужно сохранить природу? Только показав, какая она есть в нетронутом виде. Я могу часами говорить о том, как откалываются айсберги, как медведь закрывает лапой нос, и о том, что лёд голубой. Но человек этого не поймёт, пока сам не увидит.

751_d1091-m
— Однако пока получается, что видят всё это больше иностранцы, а не россияне. Арктический туризм позиционируется только в политическом плане?
— Это тоже важно. И давайте, положа руку на сердце, скажем, что такое метеоявление, как снег, граждане России, особенно наши земляки, видят по девять месяцев в году. Летом наши соотечественники, как правило, хотят съездить на море, погреться на солнце, поесть фруктов. Арктика же привлекает аудиторию, которая хочет увидеть что-то новое.
— Но сегодня даже среди тех, кто к этому готов, далеко не каждый позволит себе такую поездку. Арктика не для среднего кошелька: несколько лет назад говорили о стоимости круизов от 800 тысяч рублей.
— Десятидневные туры на Землю Франца-Иосифа из Лонгйира (Шпицберген) стоят от 525 тысяч рублей.
— До Шпицбергена ещё добраться надо.
— Россиянам, честно говоря, сделать это проще всего: виза не требуется.

Не как Египет, но доступнее

— Какими путями ещё турист может попасть в Арктику?
— Это рейсы на атомоходе «50 лет Победы» из Мурманска: они идут на Северный полюс, и Земля Франца-Иосифа в них включена лишь как точка посещения. Мы находимся в проработке ещё одного, более доступного направления въездного туризма. Идею озвучивали Владимиру Путину во время его визита на остров Земля Александры, и он её поддержал.
— За счёт авиасообщения?
— Да, за счёт строительства вертолётных площадок и гостиниц — многофункциональных арктических комплексов. Это будут модульные здания, рассчитанные на 50 человек каждое и расположенные в двух точках: на мысе Желания острова Северный (Новая Земля) и на острове Хейса (Земля Франца-Иосифа).
— Туда можно будет летать и из Архангельска?
— Не только: варианты прорабатываются.
— Насколько это близкие перспективы и сколько это может стоить в итоге посетителям?
— К 2019 году мы уже должны запустить первый тур. Это будет в разы дешевле, чем рейсы на атомоходе, и доступнее для большинства граждан. Конечно, получится не так дёшево, как съездить в Египет, — за пределы ста тысяч выйдет. Можно подумать и о турах выходного дня.

Покорители помолодели

— Но если люди туда поедут, неминуемо усилится антропогенная нагрузка на территорию. Что делать с этим?
— Для этого в нынешнем году мы начинаем целый комплекс работ по исследованию антропогенной нагрузки. Модельная площадка будет на острове Гукера — это самое посещаемое место на Земле Франца-Иосифа. Пробные площадки заложили ещё в том году, сейчас их количество увеличим. Проведём анализ исследований и мониторинг изменения параметров, сделаем модель по территории и примем решение, сколько человек может принимать архипелаг. Это будет касаться и обустройства экологических троп в местах высадки туристов. Сейчас таких точек одиннадцать.
— В прошлом году впервые было отмечено снижение возраста арктического туриста — до 31 года. Что на это повлияло?
— Вероятно, люди стали лучше жить. В среднем территорию Земли Франца-Иосифа посещают тысяча человек в год. И русских из них всего шесть процентов — около шестидесяти человек. Эти цифры стабильны несколько лет.
— Из каких экзотических стран к нам стали приезжать туристы?
— Из Узбекистана, Филиппин, Австралии. Но самый большой поток, конечно, из Китая — таких туристов 25 процентов.

753_d1091-m

Аппаратура Папанина в строю

— Музей «Живая история» — что это такое и на базе чего будет существовать?
— Россия в Арктике присутствует болеечетырёхсот лет. И единственный способ доказать это — создать музейные экспозиции. Они касаются истории поморов, периода активного научного освоения Арктики, включая экспедиции по Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, и современного времени. Экспозиция будет размещаться на девяти площадках под открытым небом. Их оборудуют в исторически значимых местах. На острове Гукера будет организована площадка на полярной станции Бухта Тихая. Планируем завезти туда аппаратуру середины прошлого века. Она уже списана Севгидрометом, но до сих пор работает, и именно её использовали советские герои-полярники. Таким образом мы планируем продолжить работы по восстановлению метеостанции на острове Гукера в том виде, в каком она была в 1940—1950-е годы.
— Музей уже работает?
— Частично. Наиболее богато коллекция представлена на острове Гукера. В прошлом году там появился прообраз быта полярников. Планируется воссоздать жилой дом и рабочее помещение. Сейчас там развёрнуто самое северное отделение Почты России.
— Вы упоминали, что в этом году покорять высокие широты впервые планируют яхтсмены. Что это за арктическая регата?
— Среди спортсменов есть соревнование: кто выше всех по градусам широты поднимется. И это яхты, которые берут на борт туристов. Они пойдут из Санкт-Петербурга с регатой без высадки на Земле Франца-Иосифа.
— Что ожидается в предстоящем турсезоне?
— Планируются три рейса теплохода «Си Спирит» из Лонгйира, пять рейсов атомохода «50 лет Победы» на Северный полюс и два рейса судна «Академик Шокальский», он пойдёт по Севморпути из Мурманска до Анадыря.
— Из Архангельска такие круизы совершать можно?
— Можно. Но беда в том, что в этом случае надо пройти ещё и Белое море — это два дня плюсом. Дольше и дороже. Но отмечу: Север всегда осваивался именно из Архангельска.

*       *       *

Пароход — это, конечно, хорошо. Но это не те скорости, да и частые высадки на берег неудобны. Вертолётные экскурсии в Арктике наиболее эффективны и экономически оправданны.

ПОРТРЕТ ТУРИСТА

Средний возраст арктического туриста 50—70 лет. Ежегодно нацпарк посещают около тысячи человек из более чем сорока стран мира. Впервые за последние пять лет там побывали граждане Ирана, Ливана, Саудовской Аравии, Таиланда, Португалии, Эстонии, Кыргызстана, Доминиканской Республики и островов Фиджи. Сезон посещения длится с середины июня до начала сентября.

Фото из архива национального парка и Юлии Петровой. В Арктике можно увидеть то, чего нет нигде: китов и белых медведей, исполинские птичьи базары и лежбища моржей, айсберги и вечно покрытые снегом острова с остатками поселений первопроходцев.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей