Организация учебного процесса, оплата труда и работа с кадрами, взаимодействие с надзорными органами... Согласитесь, руководителям школ сегодня приходится держать на контроле немало вопросов. Помочь решать их и призван совет директоров школ Северодвинска.
Общие проблемы в сфере образования руководители школ города решают вместе
Новый состав совета избран в феврале 2016 года. В него вошли главы десяти учреждений: прогимназии № 1, школ № 2, 9, 12, 16, 19, 20, гимназии № 8, Ягринской гимназии, а также детского морского центра «Североморец». За год с небольшим совет провёл 7 плановых и 16 внеплановых заседаний и встреч. То, что уже немало сделано, отметили и со стороны. Игорь Чесноков, возглавляющий комитет по образованию и высшей школе при областном Собрании депутатов, пригласил членов совета директоров школ Северодвинска рассказать об опыте их работы на «круглом столе» в Архангельске.
— И у наших коллег в районах есть интересные наработки, но нет площадки для общения. Неплохо было бы встречаться советами директоров хотя бы раз в год, — считает директор Ягринской гимназии Борис Космачёв.
Обсуждать на них важно не только успехи, но и проблемы. Сегодня нормативно-правовые документы, регулирующие образовательный процесс, меняются и дополняются постоянно. Многое дано на откуп самим учреждениям: механизм приёма обучающихся, использование общего имущества, взаимодействие с родителями. Чтобы не было перекосов и недопонимания, директора стараются вырабатывать единые подходы.
Один из примеров общей работы — участие в обсуждении нового положения об оплате труда. Вопросы, конечно, ещё остались, но переход на новую систему оплаты труда состоялся без социального взрыва. За поддержкой совет обращается и в муниципальные органы — управление образования и Совет депутатов Северодвинска.
— В штатном расписании управления образования сегодня нет юриста, а он очень нужен, — рассказывает председатель совета директоров школ города, директор школы № 16 Татьяна Юрьева. — Без консультации такого специалиста руководителям школ и садов сложно отстаивать интересы образовательных учреждений в судах и перед надзорными органами в спорных ситуациях.
Запланирована встреча совета с комитетом по образованию и культуре при горсовете депутатов. Директора хотят услышать, какие вопросы рассматривают народные избранники и донести до них свои чаяния.
Сегодня, когда в школы пришло много новых директоров, важно их поддержать.
— Это очень сильно нас объединило, — признаётся член совета, директор школы № 19 Елена Яркова. — Мы принимаем новых руководителей в круг коллег, напутствуем их — после этого им будет легче обратиться к нам по любому вопросу.
Актуальными остаются и кадровые вопросы. Ситуация плачевна по всей России, и пока не будет эффективной политика наверху, кардинально ничего не изменить.
— Сегодня в школах не хватает учителей математики и физики, — отмечает секретарь совета, директор школы № 9 Елена Комарова. — Молодые специалисты охотнее идут на завод. И дело даже не в заработной плате. Нашу сложную профессию выдержит не каждый. Да и незащищённость учителя очень велика.
Ещё одна проблема: местные вузы выпускают математиков, физиков, химиков без специализации «учитель», поэтому взять их в школу нельзя. Но уже через два года ожидается первый выпуск «целевиков» из САФУ.
— Чтобы лучше решать проблемы образования, директора школ помогают друг другу. И наша задача: координировать эту работу, в этом нас поддерживает начальник управления образования Сергей Попа, — подводит итог беседы председатель совета директоров школ города.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— В регионе давно не менялась методика формирования норматива финансирования учреждений в расчёте на одного обучающегося, — отмечает директор школы № 2 Ольга Крупник. — Она была принята до массового введения ФГОС (Федеральных государственных общеобразовательных стандартов) в средней школе. А они требуют финансовых вливаний, оснащения современными техническими средствами, привлечения новых специалистов, например тьюторов (кураторов, сопровождающих индивидуальное обучение).
Фото автора