Как построить карбас за 15 дней

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/05/767_d1091-m.jpg

Что такое карбас? Нет, не баркас, а карбас, причём ударение в этом слове на первом слоге. Знает ли кто-нибудь из ныне живущих в поморских городах об этом древнем плавсредстве северян? Оказывается, знатоки морской культуры не перевелись. И недавно они собрались в архангельском Северном морском музее, где член Русского географического общества, шкипер и основатель московского клуба «Морские практики» Евгений Шкаруба представил новый грандиозный проект.

В Архангельской области этим летом построят поморскую лодку и пройдут на ней из Мезени на Соловки

Французский традиционный
Если вкратце, идея состоит в том, чтобы собрать группу энтузиастов, своими силами построить карбас, а затем пуститься на нём в плавание по Белому морю. И это будет урок практического мореходства на примере деревянной лодки. К чему такие сложности? К тому, что невозможно изучать культуру Русского Севера отдельно от флота, который эта культура создала, считает идейный вдохновитель проекта.

766_d1091-m
— Я представляю сообщество яхтсменов, путешествующих по морям, — рассказывал в Архангельске Евгений Шкаруба. — За последние пять лет мы прошли вокруг света на парусной лодке «Джульетта» 77 тысяч миль: три кругосветки. В своём клубе учим ходить под парусом. Интересно наблюдать, как в Европе бережно относятся к своему морскому наследию. Испанцы и французы старым деревянным посудинам дают вторую жизнь. Бывшие рыболовные суда становятся прогулочными. Причём европейцы не просто извлекают выгоду из своей истории. Они берегут свои традиционные суда, изучают их, издают книги о старом флоте, строят новые лодки и всячески популяризируют это направление. Мне кажется, они отлично понимают, что настоящая морская культура не может существовать в отрыве от своих корней.
Чего пока нельзя сказать о нас…

Фомы непомнящие
Сегодня российское активное яхтенное сообщество включает около ста тысяч человек. Это люди, которые раз в году на неделю-две едут за границу, берут там в аренду яхту и путешествуют. И к сожалению, все эти увлечённые люди совершенно не знают, как интересно ходить под парусом у нас на Белом море. Они в принципе оторваны от истории российского яхтинга, тогда как французы, к примеру, понятия «ходить под парусом» и «древние суда» уже не разделяют.
А ведь и нам есть что вспомнить! Взять хотя бы историю поморов, которые всегда жили неотрывно от моря, в контакте с водой. И ещё остались мастера в Архангельской области, которые хранят уникальный опыт постройки наших, северных плавсредств! Да, у них нет сегодня постоянных заказчиков, они перебиваются случайными заработками, но почему бы не возродить их промысел?
— Чтобы у современников появился интерес к таким мастерам, нужно придумать новую форму жизни для поморского карбаса, — считает Евгений Шкаруба.
И вот тут самое время раскрыть детали проекта Евгения Шкарубы.

Сошьём лодку?
Предполагается, что карбас будет построен в максимально сжатые сроки: поморы строили лодки быстро «шили» их, как говаривали в недалёком прошлом, но и служили такие судна недолго. Летом участники проекта собираются в селе Лешуконское, где и примутся за строительство. На всё про всё у них 15 дней. От начала (установки донницы — киля) до конечного этапа (покраски плавсредства) по замыслу должно пройти 12 дней.
Уже сам график постройки будет первой проверкой на прочность участников проекта. Дальше — сложнее: спуск на воду и первые водные испытания с возможными проблемами. И собственно само плавание: экспедиция стартует 1 июля из Мезени, пройдёт горлом Белого моря и 18 июля должна быть на Соловках. В путь по поморским волнам вместе с командой отправится съёмочная группа, которая по результатам экспедиции сделает фильм.
Ну а что насчёт туристического потока, который может прийти в Архангельскую область за карбасом?

В туристическом разрезе
—Как этот проект может привлечь гостей в Поморье? На кого он рассчитан?— спросили мы у Евгения Шкарубы.
— Уже сформировалось сообщество российских яхтсменов, которые проявляют интерес к поморской культуре. Они могут быть первыми потребителями туристических услуг, организованных на малом деревянном флоте. Среди россиян уже есть устойчивый спрос на туризм на лоне природы, походы с рюкзаком и котелком. Люди пускаются в пешие путешествия, сплавляются по рекам. И наверняка такие с удовольствием рассмотрят новые маршруты. «Поморским карбасом» мы попытаемся привлечь внимание туристов-яхтсменов, которые уже путешествуют по морю, так сказать, поморским ракурсом. Соединение двух потоков — современных яхтсменов, оторванных от традиций, и умельцев из поморской глубинки, которые ещё могут построить полноценный карбас, — это и есть наша задача! — ответил столичный шкипер.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей