MENU
302_d1091-m

14.05.2017 • Первая полоса

С ветерком да на горку!

«Люблю собирать всё необычное», — нажимая на педаль компактного приземистого «Сузуки», отвечает на мой удивлённый взгляд Иван Голенищев (на снимке). Путь мы держим в ГСК «Контакт», где у них с отцом настоящая кладовая реализованных идей. «Кулибиных у нас много, специфика города такая, — говорит между делом Иван. — Только не все любят об этом рассказывать»

Вездеходы-амфибии — это не всё, чем может удивить инженер Иван Голенищев

Иван Голенищев заболел конструированием в десять лет. Увлечение перешло по наследству от отца, который в молодости строил катера и лодки, а потом собирал сельскохозяйственную технику: тракторы, культиваторы, грузовики. Более тридцати лет его отец, Александр Голенищев, проработал водителем в Севзапэнергомонтаже, брал маленького сына смотреть, как готовят теплотрассы.
— Соломбальский я. А в Соломбале в каждом дворе механик, — от души улыбается и протягивает мне почерневшую от машинного масла руку Александр Аркадьевич.
Сам Иван работает инженером-конструктором в СПО «Арктика». Пригодились ему и обе полученные специальности — слесаря-автомеханика в ПУ-22 и инженера-конструктора по нестандартному оборудованию в Севмашвтузе.
В общем гараже Голенищевых можно увидеть спасённые от металлолома массивные фрезерный и токарный станки, которым по 35—40 лет, а смотровая яма полна запчастей для будущих шедевров.
— Мы ничего не изобретаем — читаем литературу и воплощаем в жизнь разработки научно-исследовательских институтов, начиная с середины прошлого века, — объясняет Иван.
И подводит меня к новёхонькому вездеходу. Машина — зверь: одни бронированные шины диаметром 1,4 метра и шириной полметра. Вездеход еле влезает в гараж, а скорость развивает до 50 км/час. От предложения прокатиться грех отказываться. Хватаюсь покрепче одной рукой за поручень справа, второй — за ручку на потолке: погнали! На тест-драйв, как на представление, выходят посмотреть владельцы соседних гаражей. Огромными колёсами мы ломаем тонкий лёд (успокаивает мысль, что амфибия проверена в плавании по реке с прицепной лодкой). Но на подъезде к трёхметровой горке из грунта и битого кирпича вдруг осознаю, что нам — вверх. А это страшно: вначале видишь только небо, а потом — только землю.
— Поверьте, для нас это уже скучно, — признаётся Иван.
Верю: следы от колёс на горках рядом говорят, что они давно изъезжены вдоль и поперёк.
На стоянке нас ждёт другое чудо — автомобиль ГАЗ-63, который когда-то вытащили из болота. Чтобы его собрать, пришлось разрезать на мелкие детали ещё четыре подобные машины. Изначально это был ГАЗ-51, но его модифицировали до полноприводной модели и установили дизельный двигатель. Таких в городе, уверяет владелец, больше не осталось. Поэтому неудивительна реакция прохожих.
— Поставь хоть «Феррари» рядом, посмотреть на наш автомобиль толпа собирается. Многие ностальгируют: учились на нём водить. Современное поколение и вовсе такие машины не видело.
ГАЗ-63 на ходу — на нём выезжают на дачу, осиливал он путь и до Вельска.

305_d1091-m
Есть у Ивана в гараже и другой раритет: вот ГАЗ-М1 (в военных фильмах на таком автомобиле возят начальство), вот детский самокат с моторчиком, способный развивать скорость до 40 км/ч, а рядом пристроились советские мотороллеры. Была в своё время ещё мини-карета для катания на лошадях.
— Несколько раз выезжал на мотороллерах в город. Молодёжь пыталась на скутерах обогнать. Пришлось их обставить: мотор-то у меня современный, — улыбается Иван.
В общем, какие только механизмы не проходили через эти золотые руки! Часть созданного потом расходится по знакомым, часть разбирают на другие изделия. Вездеход, на котором мы прокатились, например, сделали на заказ за два месяца. Достать детали оказалось нелегко: в нём части от «уазика», «Нивы», «Оки», элементы тракторов.
Всего руками Ивана и Александра Голенищевых сделано более двадцати вездеходов от маленьких до больших. А сколько изделий исправно служат в деревнях! Часто на переделку доставляют и мотособаки (мотобуксировщики). К сожалению, качество деталей, от металла до электроинструмента, сейчас сильно упало, отмечает Иван: ломаются с завидной регулярностью.
…Не заметила, как пролетело время: мне уже пора возвращаться в редакцию. На легковушке так и хочется протаранить корки льда: сложно отвыкнуть от ощущения, что море по колено, а горы по плечо. Конечно, Ивану в первую очередь. А с ним — и мне!

Фото автора

Comments are closed.

« »