MENU

Техника в помощь: особенно ребята любят групповую работу с увеличительным экраном. Фото автора Техника в помощь: особенно ребята любят групповую работу с увеличительным экраном. Фото автора

24.04.2017 • Образование, Общество

«Раскачать» до единицы

Здесь никого не дразнят очкариком. Увеличительные стёкла в оправе — как и ручки, и тетради — есть на партах многих учащихся школы. И не в качестве «костылей» для глаз. Тем, кто ещё не так давно имел невесёлые перспективы надомного обучения, грамотный подход педагогов помогает успешно развиваться в коллективе

Уникальный опыт школы № 19 доказывает: для успешной учёбы нарушение зрения не приговор!

— У нас никто не ощущает себя особенным. Все ребята весёлые, целеустремлённые, шебутные, — улыбается директор Елена Яркова.
Эти, например, скоро перейдут в среднее звено, некоторые с пятёрками в дневнике. Сей третий класс ещё называют мальчишечьим: здесь учатся всего семь ребят. И двое прямо сейчас слушают учителя, стоя за специальными конторками с наклонной столешницей. Такие приспособления помогают снять напряжение, меняют угол зрения и поддерживают осанку.
— Самое главное — смена видов деятельности, чтобы глаза не уставали за урок, — объясняет учитель начальных классов Светлана Мальчихина (на снимке).
Этажом ниже идёт урок у первоклашек — ещё одного специализированного класса для слабовидящих детей. С каждым школьником здесь ведут индивидуальную работу. Ребята сидят на первых партах и обучаются по адаптированной программе с обязательными физкультминутками, «раскачками» (тренировка глаз сменой линз с разными диоптриями), заданиями для развития мелкой моторики, использованием луп, компьютеров со специальными экранами. Вся начальная школа помимо этого посещает бассейн: детям с проблемами зрения физические нагрузки просто необходимы. А также группы продлённого дня — до 17 часов с ними работают педагог-психолог, логопед.
— У некоторых ребят помимо зрительных нарушений есть отклонения в речевом развитии. Мы проводим комплекс упражнений по профилактике оптической дисграфии, чтобы ребята правильно усвоили буквы, научились читать и писать без ошибок. И сейчас по уровню обучения первоклассники ничем не отличаются от сверстников из массового класса, — делится  успехами учитель-логопед Ольга Григорьева.
Сегодня, когда норма зрения у школьников в целом ухудшается, это направление имеет особое значение. Ведь  90 процентов информации мы получаем именно за счёт зрения. Но в 19-й подчёркивают: школа не заменяет поликлиники.
— Работа педагогов в связке с медиками направлена на то, чтобы помочь снять мышечный спазм и укрепить глазную мышцу, — рассказывает медсестра ортоптист поликлиники острова Ягры Татьяна Калинина.
Случается и остроту зрения поднять. Так, например, ребята начинают видеть в таблице Сивцева седьмую-восьмую строчки, а иногда доходят и до нижней, указывающей, что острота зрения равна единице. И всё же в некоторых ситуациях педагоги могут только поддерживать зрение на существующем уровне, чтобы ребёнок обучался не на слух и прошёл необходимую социализацию. Главное, что ребята при этом не замыкаются в рамках своего небольшого коллектива, а участвуют во всех мероприятиях школы. Относится это и к детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в обычных классах.
— Инвалидов по зрению мы обучали, ещё не будучи ресурсным центром города и экспериментальной площадкой области по инклюзивному образованию (ими мы стали три года назад), — объясняет Елена Валентиновна Яркова.
Широко известный в городе лагерь для ребят с нарушением зрения здесь работает с середины 1980-х — тогда он был единственным подобным в стране. Наработки логично вписались в концепцию здоровьесбережения на уроках. И есть доказательство того, что они работают. Одна из выпускниц с нарушением зрения пришла сюда в первый класс, поскольку жила в этом микрорайоне. Училась индивидуально на дому, а часть уроков посещала вместе с детьми. В результате ЕГЭ по русскому языку она написала на 98 баллов.
И кто после этого скажет, что способны и успешны не все дети?!

Держать осанку! Высокие конторки помогают ребятам снимать напряжение и менять угол зрения. Фото автора

Держать осанку! Высокие конторки помогают ребятам снимать напряжение и менять угол зрения. Фото автора

ТЬЮТОР ТОЖЕ НУЖЕН
Начальник управления образования Сергей ПОПА:
— С ребёнком работают много специалистов: дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог. И в методике расчёта заработной платы для них предусмотрен повышающий коэффициент. Но многим детям также нужны тьюторы (кураторы, сопровождающие индивидуальное обучение), которые пока не учтены в тарифной сетке. Мы ставим этот вопрос перед головным министерством.

ЯЗЫКОМ ЦИФР
В Северодвинске более 1 500 детей с ограниченными возможностями здоровья,
почти 300 из них — инвалиды.
С 2014 года обучение по инклюзивному образованию прошли 148 педагогов города.
В ресурсных центрах (школы № 3, 19, 21, детские сады «Радуга» и «Зелёный огонёк») — это более 60% персонала.

Comments are closed.

« »