MENU
Ребята легко приняли Тимошу в свой коллектив и окружили его заботой. Фото Екатерины Курзенёвой Ребята легко приняли Тимошу в свой коллектив и окружили его заботой. Фото Екатерины Курзенёвой

17.04.2017 • Первая полоса

И Тимоше светит солнышко

Ощупывая в книге выпуклые рисунки, он чутко реагирует на звуки моей фотокамеры. Семилетний Тимофей ещё не понимает, что происходит, и его широкая улыбка не скрывает насторожённости. Так уж у него повелось — во всём полагаться на собственный слух

Видеть его руками незрячий ребёнок учится в саду «Хрусталик»

Любопытные друзья из подготовительной группы уже с весёлым щебетом окружили его плотным кольцом и охватили объятиями. Тимоша здесь звезда и всеобщий любимец, которому желают одного — чтобы он «завидел». А ведь не так давно было совсем по-другому.
— До сих пор не могу поверить нашему счастью, — признаётся его мама Ольга Владимировна.
За минувшие семь месяцев, которые сын посещает сад «Хрусталик», она словно сама прошла психологическую реабилитацию. Ведь до этого подготовка к школе с ним, по сути, не велась: мама боролась за него сама.
Тимошка появился на свет раньше срока, из-за чего у него развилось тяжёлое негенетическое заболевание глаз — ретинопатия недоношенных. Первый месяц жизни он видел, но потом зрение начало угасать. И пять медицинских вмешательств, перенесённых позже в Петербурге, к сожалению, ситуацию не исправили. После прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии его рекомендовали в специализированное учреждение в Архангельске при школе № 5. Но туда на занятия раз в неделю брали только при наличии прописки. Мама же осознавала: ребёнку нужен коллектив, поэтому сделала выбор в пользу сада компенсирующего вида в Северодвинске.
— Понимаю её первоначальные опасения: мы сами испытывали тревогу, не знали, примет ли нас Тимоша, — рассказывает заведующая «Хрусталика» Елена Чупрова.
До сих пор здесь успешно помогали детям с различными нарушениями зрения, но с полностью незрячим ребёнком имеют дело впервые. У всех воспитателей «Хрусталика» есть профессиональное образование дефектологов либо пройдены курсы по инклюзивному образованию на базе Саратовского госуниверситета имени Н.Г. Чернышевского. Предварительно вели беседы с детьми и родителями. Под самого Тимошу подбирали отдельную программу: после диагностики выяснилось, что уровень развития ребёнка низкий, предстоит начинать с основ. Шли от его интересов. А любит Тимоша петь. Причём на английском вместе с папой. Может и фразами из испанского разговорника щегольнуть, пусть пока и не понимает значения.
— Слуховой анализатор у него ведущий, сейчас мы пытаемся ориентировать его на осязание, — рассказывает учитель-дефектолог Елена Булатова. — Главная задача педагогов — научить его общаться и дать представление о мире. Используем для этого звучащие игрушки, дидактические пособия, макеты. Учебный процесс не пойдёт, пока у него не будет социальных навыков, но мы надеемся на прорыв.
Кстати, говорить этот любознательный упёртый «козерожка» начал в год, но диалоговая речь была не развита. В реабилитационном центре «Ручеёк», где он находился до этого, его определили в группу с детьми-аутистами. Главным, по сути, здесь было научить его хотя бы самостоятельно одеваться. Сейчас мама поражена тому, как педагоги находят подход к ребёнку: в процесс включены все.
В группе Тимоша находится два часа в день, остальное время занимается со специалистами. Дефектолог работает над развитием тактильных ощущений, логопед занимается с ним пальчиковой гимнастикой и логоритмикой и так далее. Мальчик стал дисциплинированнее, осознаннее, у него появилась больше навыков.
— Ещё здесь останемся, нам очень нравится в «Хрусталике»! — признаётся мама. — Сейчас я уже вижу: у нас может что-то получиться.
В будущем хочет отдать сына в старейшую специализированную школу им. К.К. Грота в Санкт-Петербурге, откуда вышло немало известных слепых массажистов, юристов, учёных. Но его в любом случае с радостью примут и в нашей 19-й школе. А пока с Тимофеем ведут кропотливую работу в «Хрусталике», ещё раз доказывая: вера в ребёнка и искреннее желание помочь способны дать шанс на успешную жизнь в обществе любому.

У него нет картины мира — и это сложно передать. Читаю сказку: солнце встало. Как это объяснить сыну? Рисую солнце объёмными мелками, чтобы мог потрогать. Рассказываю, как оно греет, используя игрушечное солнышко-колоколнышко.

РЕШЕНИЕ НАЙДЁТСЯ
Начальник управления образования Сергей ПОПА:
— К сожалению, мама обратилась к нам, когда сыну было уже шесть лет. Поэтому сегодня он не  просто проходит социализацию, а учится элементарным вещам. Но хочется верить, что наверстает упущенное. Важно понимать: не стоит замыкаться в собственных проблемах. Можно и нужно обращаться в управление, задавать вопросы и решать проблемы — специалисты подберут разные варианты.

Comments are closed.

« »