MENU
Фото с сайта uznaikak.su Фото с сайта uznaikak.su

15.04.2017 • Общество

От «потерянного» поколения

«Нынешняя молодёжь похожа на рыбу из океанариума: упорно смотрит в одно место — экран, нет чтобы пойти книжку почитать, посуду помыть, ремонт помочь сделать. Так ведь не хотят, не могут и не умеют. А вот в наше время…» — такое мы часто слышим от старших товарищей. Это уже даже не раздражает, а вызывает лёгкую усмешку у нас, «квадратноглазых». «У вас куча возможностей, вы сыты, у вас всё есть», — повторяете вы. Но почему быть подростком сегодня не легче (а может, труднее), чем раньше

Размышления о том, легко ли сегодня быть молодым

Справиться с потоком информации
За последний десяток лет на свет появилось немереное количество IT-изобретений: ноутбук, смартфон, умные часы, шлем виртуальной реальности… С безграничным доступом к сети интернет можно узнать что угодно. Это «что угодно» зачастую превращается в «то, что мешает». Информации стало настолько много, а способы её получения так доступны, что многие юные пользователи «утопают» во всемирном болоте, так и не найдя нужный «кустик брусники».
Для понимания: сейчас в интернете 966 эксабайтов всевозможной информации. Если бы всё это пространство занимали копии песни «Привет, Андрей!» Ирины Аллегровой, то их бы понадобилось 350 000 000 000 000!
Частой проблемой среди моих сверстников стала потеря внимания и концентрации. Даже прочесть «Палату № 6», не отвлекаясь, задача не из лёгких. При этом мы можем одним кликом получить любую информацию — например, посмотреть пресс-конференцию Трампа в прямом эфире. Однако мы стали более равнодушны к новостям нашей области и города. Причина: эти события кажутся слишком мелкими. Отсюда и предрассудки, что всё, что делается на местном уровне, не стоит особого внимания, а если и стоит, то будет восприниматься с иронической ухмылкой или онегинским безразличием.

Паутина затягивает
Компьютер и интернет дали нам очень многое, в том числе и новые методы обучения — через интерактивные игры. Прекрасно, что на данный момент существует множество образовательных порталов («Postnauka», «Arzamas», «Дилетант» и пр.), где хрестоматийно-сухая информация подаётся очень необычно, по-новому. Например, описывает сонет Шекспира с помощью языка смайликов. Так знания лучше запоминаются и структурируются. Даже гонимые всем миром каких-то пять лет назад компьютерные игры официально признаны видом спорта, благотворно влияющим на реакцию и логику.
Однако есть и оборотная сторона: всемирная паутина на то и создана, чтобы заманивать и запутывать. Мы тратим много времени в сети, а за этот промежуток можно было бы сделать много полезных дел. Понимаем, но ничего поделать с собой не можем. Мой друг полтора года назад провёл эксперимент: неделя без смартфона и интернета. Итог — не удалось, пару раз зашёл. Это же исследование он решил провести в этом году. Не вытянул и дня без потребности выйти в сеть.

Экзамены: сплошной стресс
Мы не взрослые, не вкалываем на двух работах, но почему-то зверски устаём. По словам родителей, они после школы могли прогуливаться часами или провести время с друзьями. Однако сейчас у претендентов на хороший вуз единственное желание после школы — поспать. А затем — уроки, репетитор, какие-нибудь секции и ночная смена: доделать то, что не успел днём.
Летом я встречался с другом-студентом 2-го курса питерского вуза. Говорили о ЕГЭ, и товарищ признался: они так истерично к экзаменам не готовились. Совсем недавно мы общались с учениками 6—8-х классов, и они уже очень переживают: «Что мне сдавать в выпускном классе? Сколько баллов в вуз нужно? А что если я не сдам?». А ведь, судя по их рассказам, добавились ещё и переводные обязательные экзамены примерно в том же формате ЕГЭ. Плюс всероссийские контрольные работы. Это тяжело не столько в плане знаний, сколько в плане психологии. Когда человека с двенадцати  лет пугают прохождением через рамки, досмотром и удалением с экзамена, это может довести до фобии.

Кризис перепроизводства
Это известный экономический термин. Именно экономика — самый популярный объект внимания абитуриентов в Москве. И действительно, экономистов, маркетологов, специалистов по продажам сейчас в столицах с руками отхватят. По данным сайта Ucheba.ru, в списке вузов, куда труднее всего поступить, 6 из 10 — чисто гуманитарные. Но далеко не все «нетехнари» имеют возможность учиться на гуманитарных факультетах, причём даже в глубинке. Гуманитариев почему-то стало слишком много. А стране вроде бы необходимы инженеры, IT-шники, робото- и ракетостроители… Вот и встаёт вопрос Чернышевского перед любителями обществознания и истории: что делать? Даже если поступим, куда дальше? Где найдём работу?

По верхам
Из-за большого объёма информации мы всё схватываем «по верхам». Обзорное изучение создаёт какое-то половинчатое положение: например, для урока литературы можно прочитать в интернете краткое содержание «Тихого Дона», даже не беря в руки книгу, а также заучить два-три факта биографии Шолохова. И зачем же нужно такое изучение, скажем, людям, которые не сдают гуманитарных предметов? Чисто ради расширения кругозора? Нет — чтобы получить оценку в аттестат!
Получается, что многовековые знания, требовавшие от предыдущих поколений внимательного и тщательного изучения — в библиотеках, на лекциях и т.д., не могут сегодня всерьёз восприниматься «клиповым мышлением».

Реальная агрессия — в виртуальную реальность
Конфликты в школе, в отношениях с родителями — всё это всегда было в жизни подростков. Но вот способы отвлечься или, наоборот, выплеснуть весь негатив, изменились покруче политического курса в начале XX века. Если лет 20—30 назад люди вымещали злобу в дворовых драках и спортивных секциях, то сейчас их заменяют компьютерные игры и гневные комментарии под постами и видеоблогами. С одной стороны, это холодной водой освежает настроенную на агрессию голову подростка. Но с другой — делает человека немного пассивным. Улетая в виртуальную реальность, мальчики и девочки лишают себя возможности организовать что-то для живых людей или взглянуть на реальную жизнь за окном. Отсюда низкий уровень общественно-политической активности.
Несмотря на все перечисленные минусы жизни подростка, можно предположить: а вдруг это всё явления переходного периода? Может, с развитием технологий горы ненужной информации бритвой Оккама отсекутся из умов подростков? К тому же все минусы легко обращаются в плюсы: новые сферы знаний, профессии, системы, скорости, новая мораль. Это всё, конечно, сложно, но очень интересно.

Когда человека с двенадцати лет пугают прохождением через рамки, досмотром и удалением с экзамена, это может довести до фобии.

Аркадий ТРОФИМОВ,
ученик школы № 30

Comments are closed.

« »