MENU
Фото Татьяны Воротынцевой Фото Татьяны Воротынцевой

13.04.2017 • Образование

Кто правит балл?

И желание обратиться в газету. Как, например, это произошло у воспитателя одного из садов. Новую систему стимулирования, по её словам, между собой обсуждают учителя и воспитатели: согласны далеко не со всем. Но открыто с руководством не конфликтуют — боятся за места. Свои вопросы она изложила в письме, прокомментировать которое мы попросили председателя городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлану ДЕСНЕВУ

Система стимулирующих выплат вызывает недопонимание педагогов города

Разночтения объяснимы
Перейти на новую систему оплаты труда все учреждения образования города должны были к сентябрю 2016 года. Но опасения возникли задолго до этого: проект примерного положения об оплате труда профсоюз и администрация согласовывали три года.
«Стимулирующие выплаты созданы для поощрения педагогов, — говорится в обращении в газету, — но на деле картина выглядит немного иначе. Критерии эффективности в разных садах и школах отличаются, и с некоторыми педагоги категорически не согласны, но их никто не слышит».
В примерном положении указано, что дополнительно может получить педагог, если работает на результат. Конкретные показатели и критерии эффективности, их стоимость в баллах разрабатывали на местах. Поэтому везде они получились разными. В идеале заниматься этим должен был не один руководитель, а рабочая группа, учитывающая мнение коллектива. Но всегда ли присутствовало обсуждение?
— Показатели эффективности должны стимулировать качественный образовательный процесс. Но показатели и критерии в учреждениях выбраны не всегда правильно, — признаёт Светлана Александровна.

Не болеть и «выбивать» плату
В некоторых садах бывает так: «если больничный захватил два дня в этом месяце, а закончился в следующем, то снимут баллы за оба месяца».
По словам лидера профсоюза, отсутствие больничного и долгов по родительской плате («воспитателям приходится чуть ли не умолять родителей вовремя за-платить») не относится к показателям эффективной работы.
— За это можно поощрить другим способом, не в рамках балльной системы. Например, прописать пункт в коллективном договоре, — поясняет Светлана Деснева.
В письме также упоминается, что отсутствует градация критерия посещаемости: если в группе, допустим, меньше 95 процентов детей, балл снимают полностью.
— Посещаемость можно рассматривать как показатель эффективной работы, если педагог занимается оздоровлением детей. Но в период эпидемии, когда на карантин уходят целые группы, должен применяться другой подход.
«Ежедневно посещать сад должны не менее 21 ребёнка в группе, — продолжает воспитатель. — Если список не дотягивает, балла не видать. Но мы живём на севере: дети регулярно болеют, периодически уезжают с родителями в отпуск, просто остаются дома по разным причинам».
— В этом случае логично учитывать процент посещения от среднесписочного состава. Критерии и показатели предстоит подстраивать под жизнь, — считает Светлана Александровна.

Бумажный марафон
Главный минус новой системы оплаты — охота за доказательствами: «Сегодня, когда предлагают поучаствовать где-нибудь с детьми или без них, первым делом задаётся один вопрос: будет ли «бумажка» и сколько она будет стоить баллов?».
Вопросы вызывает и оценка конкурсной деятельности. «Каждый месяц участвовать в международном конкурсе очно — кто организует эти поездки и сколько нужно вложить в подготовку мероприятия педагогу? С заочными конкурсами, конечно, проще. Ни для кого не секрет, что диплом за призовое место можно купить в интернете. Но поддержка ли это талантливых детей? А если действительно стараешься как педагог и проводишь много мероприятий, к баллам принимается только одно, и то подтверждённое фото».
В этом критерии, считает Светлана Деснева, тоже должна быть предусмотрена градация. Не надо прописывать количество мероприятий, чтобы учителя ударялись в погоню за «бумажкой». Достаточно их ограничить: «больше пяти».
— Показатели должны стимулировать учителя работать в первую очередь по предмету, а воспитателя — развивать малышей в рамках основной программы. Хорошее воспитание, высокое качество знаний — вот за что надо поощрять педагогов.

«Нянечки» вперёд воспитателей?
«Почему фонд воспитателей делят на нянечек и других работников сада? Доходит до того, что заработная плата нянечек и воспитателей с небольшим стажем немногим отличаются друг от друга».
Лидер профсоюза поясняет: субвенция даётся учреждению в зависимости от количества детей,  фонд делится на две части: для основного персонала (60 процентов) и вспомогательного и управленцев (40). Принципы формирования зарплаты в них разные. И перенести средства из одного фонда в другой значило бы не выполнить требование по обеспечению средней зарплаты воспитателей.
Но как тогда получается, что выплаты педагогов с небольшим стажем и их помощников не сильно разнятся? А очень просто: при разных ставках обоим работникам будет идти доплата до МРОТ из муниципального бюджета. И если у воспитателя нет категории, конечные суммы могут быть близкими.
Одна из возможных причин перекосов в распределении баллов — жёсткие рамки, в которые поставлены сами руководители учреждений. Помимо процентного соотношения фонда разных категорий работников есть ещё одна «вилка»: соотношение базовой и стимулирующей части зарплаты должно быть примерно 70 : 30 процентов. И оно, по словам Десневой, в среднем по городу выдерживается. Но есть учреждения, где базовая часть составляет и 55 процентов, что недопустимо.

Что кот наплакал
Ещё одна из проблем — низкая стоимость самих баллов, за которые так борются педагоги. Показатели эффективной работы, которые раньше поощряли процентами, в принципе не изменились. Но перевод процентов в баллы провели неравноценно: в некоторых учреждениях стоимость балла очень низкая — 20 рублей.
— Делать за такой балл ничего не хочется, — признаётся Светлана Александровна.
При этом, по её словам, по факту 100 баллов не набирает никто. Максимальное, о чём говорили сами педагоги, — 70.
«Всё на усмотрение администрации: захотела — каждый месяц может менять количество баллов в критериях, в некоторых садах так и происходит. И нет органа, который бы отслеживал объективность поставленных баллов. Комиссии на местах, по большому счёту, ничего не решают, зачастую их оценка перечёркивается решением администрации».
— В одностороннем порядке менять стоимость баллов невозможно. Если всё делать по правилам, замаешься каждый месяц пересматривать положение. Надо создать рабочую группу, рассмотреть предложения коллектива, создать проект, учесть мнение профсоюзного комитета.

Эмоции к делу не пришьёшь
«Складывается ощущение, что данная система направлена на то, чтобы как можно больше сэкономить на педагогах», — подытоживает воспитатель. А у лидера профсоюза, прочитавшей письмо, сложилось впечатление, что введение системы оплаты труда просто не обсуждали в данном коллективе и до людей не довели информацию.
— Может быть и такая ситуация: в учреждении авторитарный руководитель — и люди боятся ему перечить?
— Может, но есть и другие примеры. Если человек будет грамотно доказывать свою точку зрения, руководитель не пойдёт против закона. Не устраивает положение об оплате труда — обращайтесь в свой профкомитет с предложением внести изменения. Если его нет, боритесь сами внутри коллектива, задавайте вопросы руководителю, обязательно письменно. Не получится — идите в суд. Лишиться места сейчас очень сложно: тех же воспитателей не хватает. А если назреет конфликт и придётся уйти самому — смените место работы на то, где к работникам нормальное отношение.
Всем, у кого возникают подобные вопросы, Светлана Деснева советует обращаться не анонимно: зная учреждение, часть документов уже можно было бы изучить на его сайте.
— Надо уйти от ощущения себя «маленьким человеком» и делать всё по закону. Прав у педагогов много, но не пользуются они самым главным — урегулировать всё внутри коллектива. Комиссия по трудовым спорам, к сожалению, не работает практически ни в одном учреждении, хотя ей посвящена целая глава в Трудовом кодексе.

Премия по справедливости
Премия по итогам работы должна выплачиваться всем работникам, а не только некоторым категориям —  за это ратует профсоюз. Но в примерном городском положении основному персоналу она пока не предусмотрена.

Идёт проверка
С 10 апреля профсоюз ведёт проверку примерного городского отраслевого положения об оплате труда работников сферы образования. Оно, признают наверху, тоже требует пересмотра и доработки. Посещения школ и садов это не подразумевает, но при обращении профсоюз всегда готов выйти в учреждение без указания данных человека.

P.S. Эту тему «Северный рабочий» начал ещё раньше — 19 февраля 2016 года в статье «Баллы за лояльность».

Comments are closed.

« »