Договоримся на берегу

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/04/224_d1090-m.jpg

Среди вызовов, которыми Арктика отвечает на активное освоение своих пространств, всё отчётливее звучат экологические. Территория вечной мерзлоты в этом плане сегодня, пожалуй, наиболее уязвима и чувствительна. И ситуация, по мнению экспертов, будет только ухудшаться. Вопрос: насколько быстро и что этому можно и нужно противопоставить? Это обсуждали в рамках отдельной сессии форума «Арктика — территория диалога».

Сознательность бизнеса или ежовые рукавицы штрафов — что спасёт будущие поколения от экологической катастрофы?

Барометр на кончиках рогов
Уже не раз говорилось о проблеме глобального потепления, в которой большую роль играет фактор интенсификации и далеко не зелёных технологий. Некоторые предпочитают подсластить ситуацию пилюлей самоуспокоения: «Зато таяние льдов создаст условия для развития мореплавания!». Однако изменение климата таит в себе гораздо больше вызовов, чем принято думать.
По словам главы Росгидромета Александра Фролова, освобождение вод ото льда будет способствовать формированию штормов и обледенению судов, возникнет проблема столкновения с айсбергами. Кроме того, потепление ставит под угрозу традиционные промыслы коренных народов приарктических территорий. В частности, промышленное оленеводство.
— Вслед за потеплением в тундру приходят насекомые и новые болезни, вызывающие падёж скота, — объяснил Александр Васильевич. — Кроме того, меняется жизненный ритм самих оленей. В начале апреля они должны переходить в более северные регионы, где могут вывести потомство. Но реки стали раньше вскрываться, и это сказывается на изменении путей миграции оленей.
Причём касается это не только России, что ещё раз подтверждает: бороться с последствиями потепления должны в разных частях света.

Пластик во льду — не к добру
О том, что необходимо реализовывать международную концепцию защиты Арктики, высказывался не один выступающий. И отдельные примеры совместной работы уже есть: разные страны начали наконец бороться с пластиком в океане.
Серьёзной эту проблему в мире стали считать не так давно. Биоразлагаемое сырьё, из которого сделаны, например, пакеты для покупок, не оправдало доверия. Разрушается оно только при высокой температуре, меж тем воды доносят пластиковый мусор с югов в холодные воды Арктики. Достижением назвали то, что второй в мире загрязнитель вод — Индонезия пообещала сократить выброс пластика на
70 процентов.
За чистые воду и воздух ратует и норвежская круизная компания «Хуртигрутен», решившая отказаться от тяжёлого топлива. Правительство должно прийти на помощь бизнесу, защищающему экологию, уверены в Норвегии. Аналогично считает и одно из крупнейших промышленных предприятий Арктики «Норильский никель». В прошлом году оно закрыло старейший завод в Норильске, что сократило выбросы диоксида серы в атмосферу на 35 процентов. За это предприятие признали образцовым в плане экологической направленности.
— Модернизация производства дала нам толчок для разработки новых мероприятий по защите окружающей среды, — отметила вице-президент компании Елена Безденежных.
На эти цели до 2023 года предприятие планирует потратить более 250 млрд рублей. Здесь отмечают:
неплохо было бы поддержать ответственного природопользователя налоговыми послаблениями. Такие меры, например, работают в Бельгии, Бразилии, Великобритании, Канаде. Глядишь, и других этот бонус заинтересовал бы «играть по правилам».

С кого пишут учебники?
Пряник, конечно, хорошо. Но нередко требуется и кнут. Благостный рассказ представителя Норникеля прервал мэр приграничного с Мурманском норвежского города Киркенеса Руне Рафаэльсен:
— «Норильский никель» — самый большой загрязнитель в арктическом регионе. Выбросы диоксида серы этого предприятия в три раза превышают выбросы всей Норвегии. Мы требуем ответа: когда вы прекратите загрязнять своих соседей?
Зелёной металлургии сегодня не существует, отметила Елена Безденежных. И добывать из руды металлы без загрязнения окружающей среды человечество ещё не научилось. Но пытаясь снизить выбросы, компания ищет не самый дешёвый, а самый экологичный и быстро приносящий эффект вариант.
Среди достижений она также отметила, что на примере предприятия пишут справочники по безопасным экологическим технологиям. Каким именно, не пояснила. За скобками обсуждения осталась и прошлогодняя авария (которую компания пыталась замолчать) с утечкой отходов в Красноярском крае. Местная река тогда окрасилась в красный цвет, а компания получила смехотворный штраф в 30 тыс. рублей.
Экологи из «Беллоны», например, отреагировали на это репликой такого плана: «Ситуация поменяется только тогда, когда предприятиям станет выгоднее вкладываться в модернизацию производства, чем платить штрафы, равные прибыли от нескольких секунд их работы».

Стандарт с оговоркой
Участники форума назвали российское экологическое законодательство в целом неплохим, но серых зон, как мы видим, в нём ещё немало. Ежегодно в окружающую среду, например, выливается полтора миллиона тонн нефти, и компании, опять-таки, не несут за это адекватную ответственность. Цена вопроса, по словам общественников, десять процентов от чистой прибыли семи крупнейших российских нефтяных компаний.
Ещё один пример: незарастающие следы вездеходов, используемых в тундре в бесснежное время. Где-то есть запрет, где-то он не работает, но на федеральном уровне жёсткого запрета нет. А иногда и компании, приходя в новый регион, сталкиваются с проблемами, решение которых законодательством вовсе не прописано. В отношении той же «Приразломной» не раз принимали уникальные решения по защите природы. Выходом в подобных ситуациях может стать национальный общественный стандарт экологической безопасности в Арктике, который предлагают в скором будущем принять всем осваивающим высокие широты предприятиям.
— Это своего рода форма общественного договора, позволяющего властям и бизнесу решить все вопросы на берегу,  — пояснил директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Владимир Маслобоев. — Ведь когда компания приходит на новую территорию, она должна доказать, что не нарушает целостность экосистем.
Идея хороша. С одной оговоркой: стандарт — это как этический кодекс. Исполнять компании его будут исключительно на добровольной основе, движимые осознанием важности такой инициативы. Готов ли бизнес к такой сознательности, когда на кону прибыль, притом немалая?
Впрочем, добровольное исполнение экотребований подразумевает и создание экспертного совета, осуществляющего контроль.
— И здесь важно равноправное сотрудничество: в стандарте, например, нечётко прописана роль общественных организаций. Как мы будем его распространять среди предприятий, не имея соответствующего мандата? — отметил руководитель энергетической программы «Гринпис» России Владимир Чупров.

Лицензия от общества
На форуме не раз звучало, что правовое средневековье в сфере экологии прошли в своё время все страны. И опыт Финляндии доказывает: правильный ответ на вызовы времени существует. В этой стране сегодня защита природы не барьер для развития бизнеса, а подспорье.
— 60 лет назад половина нашего населения жила рядом с загрязнёнными водоёмами. Экономика опиралась на производство металла и лесную отрасль, при этом были плохие законы по ограничению выбросов. Но со временем правительство создало свой план деятельности по устойчивой добыче ресурсов, и компании стали использовать новые подходы, — рассказала секретарь министерства окружающей среды Финляндской Республики Ханнеле Покка.
Но создание стандартов и их реализация не одно и то же. В случае Финляндии все заинтересованные стороны создали орган, на добровольной основе занимающийся контролем
горнодобывающих компаний. Такая деятельность не
оплачивается и не находится под воздействием компаний.
— Это хороший пример того, как можно получить своего рода социальную лицензию, находясь в контакте с жителями, — отметила Покка.
Такую бы систему да на нашу землю, которую не отнесёшь к экологически благополучным. Пока дымят золой ТЭЦ, тлеют свалки ТБО, промышленные стоки ряда производств попадают в воду и не решён вопрос военного ущерба (те же запуски ракет с последующим отделением ступеней с токсичным топливом), нужно бить в колокола. И действовать.
Чтобы не получилось как обычно: Год экологии прошёл — и мы, поставив галочку, благополучно успокоились.

РТУТЬ НА ЗАВТРАК
Окружающая среда Арктики как губка впитывает и накапливает за-грязнение в течение многих лет, что означает серьёзные проблемы для будущих поколений. В крови гренландцев, например, уже обнаружены химические соединения, которых там быть не должно. Попасть они туда могли только вместе с пищей. А накопляемость ртути, выделяемой при горнорудных разработках и сжигании углеводородов, во внутренних органах оленей достигла такого уровня, что их не рекомендуют употреблять не только в Финляндии, но и в российской Арктике.

 
«Пока бизнес идёт — проблем нет, но потом вдруг случается Мексиканский залив. Поэтому крайне важно понимать последствия, которые могут случиться. «А что, если?..» — когда мы смотрим на свою деятельность сквозь такую призму, намного легче принимаем решения о повышении уровня затрат на экологию.» Генеральный директор ООО «Газпромнефть-Сахалин» Александр Коробков

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей