В первые же часы работы Международного форума «Арктика — территория диалога» в Архангельске состоялось первое в этом году заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. На заседании председательствовал вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
Важнейшие проблемы региона были в центре внимания Госкомиссии по вопросам развития Арктики
Рекордные объёмы, рекордные ледоколы
В самом начале заседания Дмитрий Олегович заметил: Арктика становится глобальным игроком, который вызывает интерес в том числе и у стран, находящихся географически довольно далеко от этого макрорегиона. В самом деле: участниками форума стали гости из Индии, КНР, Сингапура! А если так, то России в особенности следует озаботиться тем, чтобы её роль в этой «игре» была достойно обеспеченной — политически, технически, экономически.
Об экономической составляющей красноречиво говорили приведённые вице-премьером цифры. Так, в 2016 году на Севморпути поставлен рекорд по объёмам грузовых перевозок — рекорд не только за последние годы, но и за всю историю этой транспортной магистрали: 7,48 млн тонн! А прогноз на 2022 год говорит об объёме около 40 млн тонн. Поэтому одной из тем, которые сразу же оказались в центре внимания Госкомиссии, стала тема развития атомного ледокольного флота в России — одно из направлений, в которых наша страна по-прежнему является мировым лидером и даже монополистом.
Так, заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков рассказал на заседании о планах в ближайшие пять лет вывести из технической эксплуатации все устаревшие атомные ледоколы, а на замену им ввести в строй три новых судна
ЛК-60 проекта 2220, призванных стать самыми крупными и мощными ледоколами в истории. Их строительство идёт на Балтийском
заводе в Санкт-Петербурге, головной ледокол «Арктика» должен быть сдан в мае 2019 года.
Выступавшие на заседании заверяли: отставание от графика строительства, связанное с инновационным характером проекта, санкциями, необходимостью учитывать новые правила Морского регистра и т.п., преодолено. Между тем с осени прошлого года ведётся проектирование ещё более крупного атомохода проекта ЛК-120 «Лидер». Вопрос о его возможном строительстве зависит от дальнейшей экономической конъюнктуры, заметил Дмитрий Рогозин. Но следует быть готовым к этому.
Ценить опыт Севмашвтуза
Дмитрий Рогозин также призвал руководителей регионов, которые либо входят в Арктическую зону, либо граничат с этими территориями, глав муниципалитетов и деловые круги стать главным двигателем в работе Госкомиссии:
— Мы должны здесь поднимать самые насущные проблемы, немедленно на них реагировать, создавать крайне важную деловую среду для того, чтобы в Арктике появился единый, умный и дальновидный хозяин.
Не остались без внимания и процесс разработки государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период 2020 года и дальнейшую перспективу», и вопросы международного сотрудничества в Арктической зоне, а также применение в Российской Федерации положений Полярного кодекса, и вопросы развития кадрового потенциала в Арктике.
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов обратил внимание на ожидающийся в ближайшие годы рост потребностей в рабочих кадрах и выпускниках университетов, обладающих более сложными, более наукоёмкими компетенциями для работы в арктических регионах.
Отметим, что при обсуждении этих тем наш город упоминался в качестве позитивного примера — в частности, в отношении богатого опыта по организации тесного сотрудничества вуза, науки и производства, который накоплен в Институте судостроения, морской и арктической техники (Севмашвтузе) САФУ. Выступавшие высокие гости продемонстрировали и знакомство с проблемой оттока образованной молодёжи из северных регионов. На заседании госкомиссии и позднее на «круглых столах» в рамках форума были предприняты попытки определить пути преодоления этого кризиса.
Алексей ЯНИН