Знать заказ наизусть

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/03/9_d1090.jpg

Валерий Михайлович Григорович отдал производству большую часть жизни. Прошёл длинный путь от ученика слесаря до начальника участка сдачи заказов. Но до сегодняшнего дня трудится ещё и в должности старшего сдаточного механика цеха 15 АО «ЦС «Звёздочка» (теперь название должности звучит как «инженер по наладке и испытаниям») — и уже много лет ремонтирует, испытывает и передаёт Военно-мор-скому флоту подводные корабли.

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» воодушевляет сыновей личным примером

Детство на речном флоте
Родом Валерий Михайлович из села Емецк, из семьи речников. Мама, Мария Александровна, во время войны работала штурвальным — помощником капитана на пароходе «Баян», буксировала плоты и баржи по акватории Архангельского водного бассейна. Отец, Михаил Яковлевич, окончил речное училище в Архангельске, речной техникум в Великом Устюге, прошёл профессиональный путь от матроса до капитана. Капитаном буксирного парохода «Пятилетка» водил плоты с верховья Северной Двины в Архангельск. В послевоенные годы, после учёбы в ленинградском институте водного транспорта, отец был назначен инженером-инспектором судоходной инспекции и направлен в Емецк наводить порядок на речном флоте Северной Двины. Так начался емецкий период жизни семьи Григоровичей. В семье было трое детей.
Главным для отца, вспоминает Валерий Михайлович, было приучить детей к труду, воспитать чест-ными и дать хорошее образование. Правильный, строгий и справедливый — основные черты в отцов-ском характере. Таких же принципов придерживается и наш герой в воспитании своих детей, только строгости, говорит, поменьше. А детей четверо. Все окончили высшие учебные заведения с красными дипломами. Максим и Андрей (дети от второго брака) пошли по следам отца и трудятся на «Звёздочке». Все дети общаются и дружат. А значит, правильные ценности смог привить, хорошо воспитать.

Длинный путь к мечте
В 1970 году 17-летним пареньком Валерий Михайлович приехал в Северодвинск, устроился на работу на «Звёздочку». Здесь попал в цех 4 учеником слесаря механосборочных работ, осваивал азы слесарного искусства. Поступил во втуз, учился по системе «завод — втуз». Через два с небольшим года после начала работы перешёл в цех 15, стал слесарем-монтажником судовым. Говорит, в         15-й рвался — хотел работать на заказах. Были хорошие учителя. Один из них, легендарный бригадир и ремонтник Константин Александрович Сесь, служивший моряком во время испытаний оружия на Новой Земле, сыграл в жизни молодого слесаря-монтажника важную роль, став для него и бригадиром, и наставником.
— Овладевая знаниями во втузе, одновременно работая на «Звёздочке», я уже на старших курсах института твёрдо определился, какое производственное направление выбрать. Появилась мечта и цель — управлять главной ядерной энергетической установкой подводных лодок, — рассказывает Валерий Михайлович.
К мечте был длинный путь: слесарь-монтажник общекорабельных систем, мастер паротурбинной установки, мастер и старший мастер паропроизводящей установки. И наконец, пройдя все необходимые специализации для поставленной цели, сдав экзамены, стал работать инженером-механиком управления главной энергетической установки.
— Работа мне очень нравилась. Отработал около 11 лет, хотел работать и дальше, но руководство цеха назначило меня старшим сдаточным механиком заказа. Объём работы и ответственности значительно увеличился. В этой должности я испытывал и сдавал заказы.
Но время шло… Валерию Михайловичу предложили возглавить участок. Он долго отказывался, не хотел оставлять интересную работу, но убедили.
— Значит, так надо, — сделал вывод я и согласился. Знал, что предстоит большая работа. Необходимо было участок увеличить и омолодить. Начал с дисциплины и кадров. Делал расчёты, доказывал, пробивал увеличение штатного расписания. Искал кандидатов среди рабочих, студентов, выпускников — делал ставку на молодых, грамотных, увлечённых.
И вот уже 15 лет Валерий Михайлович руководит участком сдачи заказов и не оставляет ответственную должность старшего сдаточного механика.

Ум, здоровье и реакция
Заказ, сданный в конце 2016 года, наверное, один из самых трудных. На нём Валерию Михайловичу пришлось совмещать управленческую работу и работу главного сдаточного механика заказа.
Ответственность огромная. Сдаточный механик отвечает за всю сдаточную команду, за весь процесс испытаний корабля.
— Заказ нужно знать наизусть, уметь с закрытыми глазами в отсеке найти всё. В голове должны быть заложены все теоретические, технические и эксплуатационные знания установки, всех систем и механизмов атомного подводного корабля.
В работе можно отметить три главные составляющие: ум, здоровье и реакция. Реакция мышления и действий.
— Когда выходишь в море, порой сутками не спишь, приходится решать множество вопросов, экстренно принимать решения, причём часто нестандартные, полагаясь на свои знания и опыт.

Завод молодой
Валерий Михайлович гордится, что охватил всю историю подводных лодок: пацаном работал на дизельных лодках, присягу принимал в Гремихе на первой атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол», в роли механика трудился на сдаче атомных подводных лодок трёх поколений. Теперь и сам учит молодёжь.
С гордостью говорит о молодёжи: мол, хорошие приходят, без вредных привычек, полностью отдаются изучению заказа. Приветствует начальник здоровый образ жизни, увлечения туризмом и спортом. Для полезных занятий готов и отгулами поощрять.
Валерий Михайлович в прошлом увлекался спортом и туризмом: ходил в дальний морской шлюпочный поход по Белому морю на ялах, бывал в горах, играл в хоккей с мячом, катался на лыжах и на коньках.
Что самое сложное в работе?
— Распределить всем отпуска! Хочется каждому летом его выделить, а на это время обычно много заказов. Вот и приходится давать одному месяц, другому — две-три недели. Сложные технические и организационные вопросы — решаемы!

Династия корабелов
Многие не верят, что сыновья Максим и Андрей пришли на завод по своей воле.
— Никогда не агитировал их на завод идти, но и они никогда не слышали, чтобы я о заводе плохо отзывался.
Младший, Андрей, попал к папе на работу в четыре года. А когда братьям было по 14 и 15 лет, они пришли на «Звёздочку» учениками. Затем обучение в колледже и втузе. И уже профессионалы: Максим — инженер по наладке и испытаниям ГЭУ, управляет ядерным реактором; Андрей — старший мастер цеха 15.
С гордостью Валерий Михайлович достаёт отксерокопированный лист школьной газеты за 2004 год с сочинением девятиклассника Андрея о мечте стать профессионалом и трудиться, как отец, на «Звёздочке». Сыновей смог воодушевить личным примером.
— Я служу Отечеству, я служу «Звёздочке». Гордость и радость испытываешь, когда корабль, прошедший все испытания, отправляется на север. И конечно же, чувство выполненного долга.
Супруга Валерия Михайловича, Татьяна Викторовна, тоже связала жизнь с судоремонтным заводом — уже 34 года работает аппаратчицей водоочистки на локальных очистных сооружениях. В январе всей семьёй Григоровичи побывали в Москве, где Владимир Путин вручил Валерию Михайловичу орден «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени. Такую высокую оценку многолетнего труда Валерий Михайлович считает самой ценной. В тот день звонки с поздравлениями поступали из Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга и со всего Севера.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей