На борту «Народовольца»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/03/645_d1089.jpg

Васильевский остров, улица Шкиперский проток, 10. На речном берегу — подводная лодка под гордым Военно-морским флагом Советского Союза... Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» в чьих-то глазах и может затеряться на фоне иных блистательных музеев Санкт-Петербурга. А жаль: в этом филиале Центрального военно-морского музея можно узнать, увидеть, а главное — почувствовать очень многое и важное.

Субмарина-музей позволяет хотя бы в какой-то мере оценить подвиг экипажей «малюток», «эсок», «щук», «катюш» времён Великой Отечественной войны

Сто лет подплава
Первая экспозиция, которую видят посетители, расположена во вполне традиционном зале в наземном павильоне.
Коротко, но ёмко на нескольких стендах показана довоенная история российского и советского подплава. Представлены и водолазный костюм-«трёхболтовка», и аварийно-спасательные средства, например гидрокомбинезон подводника и дыхательные аппараты. На картине на стене — эпизод учений по борьбе за живучесть. Показана послевоенная история подплава: на нас с портретов смотрят Герои Советского Союза и России уже атомной эпохи, в отдельной витрине — напоминание о подвиге и трагедии «Курска», в частности копия предсмертной записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, его китель…
Но основное внимание, конечно, уделено Великой Отечественной войне — на море и на суше. Мальчишки да и посетители постарше всегда толпятся в центре зала вокруг витрин со стрелковым оружием Красной Армии и вермахта. (К слову, это не случайно: в какой-то момент обороны Ленинграда часть экипажа Д-2 ушла сражаться с врагом на суше, домой вернулись не все — их имена представлены отдельным списком). Вверх направлены стволы зенитного орудия и крупнокалиберных пулемётов. Поблёскивают ордена на кителе командира Д-2 в годы войны Романа Владимировича Линденберга. На ещё одной картине на стене художник изобразил драматичную страницу боевой истории субмарины, когда в сентябре 1942 года она запуталась во вражеских противолодочных сетях и освободилась лишь через двое суток благодаря хладнокровию и самоотверженности экипажа.
Но попытаться понять, чего стоили подводникам и эти часы, и всякое иное мгновение боевого похода, лучше на борту «Народовольца». По трапу через тамбур попадаем в кормовой отсек.

«Как здесь спали?»
На борту гости: дети в бордовых форменных жилетках гимназистов. Конечно, они возбуждены, им всё в диковинку, слышны дурашливые замечания. Но кто-то смотрит вдумчиво и удивлённо: как же здесь жили и служили?
Седьмой отсек удачно выбран для начала экскурсии. Здесь и гребные электродвигатели для подводного хода, и трубы двух кормовых торпедных аппаратов, и непонятное для непосвящённых оборудование, и койки личного состава. Право, сразу видно: на полках плацкартного вагона несравнимо комфортнее, чем на таких койках…
— Часто спрашивают: и как здесь люди спали? С удовольствием! — говорит сопровождающий экскурсантов заведующий мемориальным комплексом капитан
2-го ранга запаса Кирилл Кондратьев.
И поясняет: подводники так уставали на вахте и во время тревог, что в часы и минуты, отведённые для отдыха, буквально валились на койки. Или, скажем, на обеденный стол в первом отсеке, где тоже предусматривались спальные места…
Но первый отсек впереди. До него ещё надо добраться, а это с непривычки так непросто — нужно пролезать в отверстия люков,   задевая в отсеках за хитросплетения трубопроводов, кожухов, циферблатов, рычагов.
Вот центральный пост. Вот кают-компания. Вот крошечный камбуз, рубка штурмана, рубка радиста — эти крошечные выгородки интересны ещё и тем, что в них расположены манекены моряков-подводников.
Всё здесь чисто, нигде не капает масло. Нет опасности пожара. На корпус не давят десятки метров воды, и, конечно, не гремят, неумолимо приближаясь, взрывы глубинных бомб. Свет яркий. Хорошо работает система вентиляции, и сложно представить, как подводники считали каждый глоток спёртого, отравленного воздуха…
Сложно, но гораздо проще, чем в домашнем уюте.

«Декабристы» были первыми
Даже если бы  эта субмарина не приняла активное участие в Великой Отечественной войне, всё равно она бы заслуживала  музейного статуса. Ведь подводные лодки (ПЛ) типа Д («Декабрист») во многом были самыми первыми.
Это первые ПЛ советской постройки. И первые в мире ПЛ, оснащённые штатным комплектом аварийно-спасательных средств, сигнализации и связи с аварийной лодкой, поддержания жизнедеятельности и спасения экипажа, средств подъёма на поверхность. А если говорить о том, что ближе нам, северянам, то именно «Декабристы» стали первыми подводными кораблями Северного флота. На Север была переведена и Д-2, сданная флоту в 1931 году Балтийским заводом. В 1934 и 1935 годах Д-2 совершила походы к Новой Земле, в 1936-м вместе с подводной лодкой Д-1 впервые в истории подводного флота прошла проливом Маточкин Шар в Карское море. В апреле—мае 1939 года она обеспечивала радиосвязь самолёта В.К. Коккинаки во время его беспосадочного перелёта в США, вышла вблизи Исландии в северную часть Атлантики, затем вернулась на Балтику на ремонт — там её и застала война.
На долю шести кораблей проекта выпали все опасности, грозящие подводникам. 13 ноября 1940 года в ходе боевой подготовки при невыясненных обстоятельствах погибла Д-1. Три лодки потеряны в Великой Отечественной. «Народоволец» был счастливее всех. Он не только прошёл всю войну, уничтожив одно вражеское судно и повредив второе, но и находился в боевом составе до 1956 года, когда был переформирован в учебно-тренировочную станцию — в этом качестве он служил флоту до 1980-х. Наконец, Д-2 миновала участь многих выдающихся кораблей: эту лодку не утилизировали, а создали на её базе замечательный музей. В восстановлении её участвовали Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод и Ленинградская военно-морская база, а также ветераны-подводники.

В ЦИФРАХ
Тактико-технические элементы подводных лодок типа Д:  •водоизмещение — в надводном положении 940 т, в подводном — 1240 т •длина 76,6 м •ширина 6,4 м •два дизеля мощностью по 1100 л.с. и два электродвигателя мощностью по 525 л.с. •скорость в надводном положении — 15 узлов, в подводном — 9 узлов •вооружение — шесть носовых и два кормовых торпедных аппарата, орудия калибра 102 (позднее 100) и 45 мм, пулемёт •предельная глубина погружения — 90 м •экипаж — 53 человека.

***
А напоследок позволю себе высказать мечту многих и многих северодвинцев и наших гостей: может быть, когда-нибудь и у нас, в городе моряков и корабелов, появится музей, в котором можно будет представить себе условия жизни и службы подводников?
Пока же можно лишь посоветовать: в северной столице не пожалейте полутора-двух часов на посещение музея Д-2.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей