Память с обременением

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/03/551_d1088.jpg

Страшная цифра прозвучала на февральской сессии областного Собрания депутатов в рамках правительственного часа, посвящённого сохранению памятников культуры и истории.

В регионе потеряно порядка 400 объектов культурного наследия

Жемчужины Поморья
Перед парламентариями выступила руководитель региональной инспекции по охране объектов культурного наследия Анна Ивченко. Данная структура была создана в апреле 2016 года.
Всего в Архангельской области насчитывается 1 841 объект культурного наследия, из них 452 имеют статус федеральных и 1 388 — региональных. И один объект местного значения — здание бывшей земской станции
в Вельске, некогда принадлежавшее гражданину Макарьину. Эта станция участвовала в обеспечении перевозок людей и грузов по Архангельско-Вологодскому тракту в начале XX века. Историческим памятником она стала в 1916 году.
По состоянию на конец 2016 года количество объектов федерального значения: в неудовлетворительном состоянии — около 200, в удовлетворительном — около 100, в аварийном — порядка 50. Памятников регионального значения в неудовлетворительном состоянии более 400, в аварийном — порядка 300. На 1 299 памятниках отсутствуют информационные таблички. У нескольких десятков объектов не определены или нуждаются в уточнении границы территории.
Для сохранения наследия проводятся реставрационно-ремонтные работы
(в 2012—2016 годах на 32 объектах), противоаварийные (на 14 объектах). Проверки по обеспечению сохранности проводились в 2016 году 11 раз — составлено 20 административных протоколов по допущенным нарушениям, штрафов выписано на 695 тысяч рублей.

Горькая малость
Чиновники не скрывают, что для поддержания в нормальном состоянии всех памятников средств не хватает.
В прошлом году из федерального бюджета на эти цели были выделены 3 571,1 млн. рублей, ещё 25,1 млн. — из регионального. При этом большинство федеральных средств направлены на мероприятия по сохранению и реставрации объектов на Соловецких островах. Второе приоритетное направление — памятники деревянного зодчества.
Примером пагубной нехватки денег может служить памятник регионального значения — церковь Спаса Преображения в селе Яренск.  Наряду с Благовещенским собором в Сольвычегодске она является вторым храмом, в котором сохранились уникальные темперные фресковые росписи XVII века. Спас Преображения в плачевном состоянии: сырость, плесень.
Область оплатила в 2015 году визит реставраторов, которые укрепили некоторые иконы, но в целом проблемы это не решило. По закону финансировать такие работы должна администрация Ленского района, собственник объекта. Понятно, что в казне денег на житейские нужды не хватает, что уж говорить о ре-ставрации. Спасти фрески можно только в случае внесения церкви в соответствующую федеральную программу. Такая работа уже начата.
Примечательно, что некоторые объекты существуют только на бумаге. Например, разрушился дом, нет его физически, а чиновники Минкульта РФ не исключают это здание из перечня памятников культурного наследия. На том основании, что фундамент остался, а значит, когда-то, в радужном будущем, дом может быть восстановлен. И так по всей России, поскольку таков закон. Поверить в это сложно, а учитывая состояние бюджетов, лучше честно списать такие останки под ноль.

Диалог с депутатами
Депутат Виктор Заря поинтересовался: как быть, если для сохранения памятника недостаточно нанять стройфирму, поскольку данные учреждения должны иметь специальную лицензию. А где взять таких уникумов в области? И как заниматься реставрацией, если компаниям неинтересно участвовать в таких конкурсах? В итоге работы на конкретном доме в Архангельске, на который выделено финансирование, стоят три года.
Согласившись с тем, что процесс реставрации довольно сложный, Анна Ивченко порекомендовала посмотреть на цену контракта. Но меньше её сделать или больше — данный вопрос так и остался непонятным: если меньше — то либо уменьшаем общий объём работ, либо отказываемся от их части. Тогда в чём вообще смысл реставрации? Если больше денег дать, то, во-первых, где их взять, а во-вторых, не получается ли так, что первоначальная цена взята с потолка?
Яков Насонов заметил: в Архангельске, на углу пр. Ломоносова и ул. Воскресенской стоит деревянное здание, которое является объектом регионального значения. Оно разрушается, а вокруг, практически впритык, стоят новостройки. Что будет с домом? Сейчас он как бельмо на глазу.
Не согласившись с таким определением, Анна Васильевна ответила, что дом Овчинникова (так именуется этот объект) находится в естественной исторической среде. И если говорить, что он «конфликтует» с нынешним окружением — бетоном и стеклом — то тут ещё надо хорошо подумать. А вот про реставрацию не было сказано ни слова. За исключением заклинания: «Там есть собственники — физические лица, это их обязанность». Видимо, скоро мы станем свидетелями обрушения здания.

Цыплят по осени считают
Председатель комитета областного Собрания по культуре и туризму Виталий Фортыгин считает претензии к руководителю инспекции необоснованными, поскольку немедленный результат невозможен. В силу как малого опыта работы структуры, так и законодательных рогаток. И призвал проявлять больше заботы о памятниках в регионе. Этот важнейший вопрос следует учитывать и при рассмотрении бюджета, по возможности увеличивая финансирование этой сферы.
— Нужно провести работу и с главами муниципальных образований, и с представителями органов власти на местах. Надо обратить внимание местных чиновников и депутатов на имеющиеся на их территориях памятники, чтобы мы не потеряли наше уникальное культурное и историческое наследие, — заметил Виталий Фортыгин.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей