На румбах музейной славы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/02/128_d1088.jpg

Двадцать лет назад Валентина Ивановна Стурова стала директором городского музея. Случилось это в морозные дни конца 1996 года, и сразу же эта должность испытала её на прочность серьёзнейшей аварией: замёрз трубопровод на чердаке здания и четыре батареи в зале войны.

Валентина Стурова отмечает профессиональный юбилей

Испытание девяностыми и нулевыми
— Помню, как отогревали чердачные коммуникации вручную: кипятильниками грели в вёдрах воду и обматывали замёрзшие  участки тряпками, нагретыми в кипятке, — рассказывает директор. — А вот батареи пришлось заменить. Тут нам оказали неоценимую помощь Василий Иванович Уваров и Николай Иванович          Дикан. Вспоминаю их с благодарностью!
Удивительно, но больших потерь в коллективе в те годы удалось избежать. Время было другое, и люди, как мне кажется, иначе реагировали на трудности. В начале 90-х музеем руководила Н.Г. Лютикова, которая всячески хлопотала за родной коллектив. Да, было холодно, голодно, но за работу держались.
То время характеризовалось мощнейшим всплеском гласности. Вместе с членами общества «Совесть» мы искали материалы для организации выставки о репрессированных, работали в архивах, на бывшем кладбище Ягринлага, писали незнакомым людям, расспрашивая о случившихся в их семьях трагедиях. Тогда были открыты многие имена, в том числе репрессированного в 1938 году Ивана Кирилкина, первого начальника строительства города. Сколько сил, физических и эмоциональных, забрала та работа! Итогом стала выставка «Гулаг, Ягринлаг…»
Вспоминается и переломный для музея 1996 год — 300-летие Российского флота. Когда не было ни работы на предприятиях, ни хлеба, музей рассказал о величайшем подвиге кораблестроителей Северодвинска. Мне как научному сотруднику посчастливилось трудиться под руководством инженера-кораблестроителя и краеведа Л.Г. Шмигельского. С его помощью музей создал выставку «Северодвинск — флоту», которая впервые рассказала о том, ради чего существует наш город. Она стала сенсацией. Открытия следовали одно за другим. Музейщики заново изучали историю родного города.
А в 1997 году мною были в буквальном смысле слова выплаканы в Главном информационно-вычислительном центре в Москве два комплекта компьютерного оборудования, с которых началась компьютеризация музея (в числе первых в области).
В то время, как многие музеи в стране закрывались, наш, став Северодвинским городским краеведческим музеем, собрал материалы по истории города и края, расширил фонды, скомплектовал редчайшие документы и экспонаты. Именно тогда, в 90-х, мы открыли множество «белых пятен» истории.
Кадровые же проблемы накрыли музей в середине 2000-х. Тогда в коллективе сложилась очень непростая ситуация. Зарплаты у сотрудников были настолько мизерные, что выдерживали немногие. Однако те, кто прошёл испытания безденежьем, оказались самыми верными музейщиками! Именно они составляют нынешний костяк коллектива.

Проект за проектом
— Сегодня коллектив музея — это и профессионалы в проектной работе.
— Проектная деятельность вошла в повседневную жизнь музея с конца 1990-х. Она постоянно занимает умы сотрудников, отбирает значительную часть сил и времени.
Музей реализовал не один десяток идей, укрепилась и обновилась его материально-техническая база, коллектив превратился в сплочённую проектную команду, приобрёл много новых партнёров. Мы очень дорожим отношениями с градообразующими предприятиями: Севмашем, «Звёздочкой», «Арктикой». Их участие в организации выставок, в оформлении залов, консультационная и спонсорская помощь бесценны. А одна из приоритетных задач музея —           профориентационная. Например, в «Школе корабельных мастеров» молодёжь узнаёт об основных производствах и рабочих профессиях наших предприятий.
У всех на слуху такие громкие проекты, как «Родом из детства», «Музейная субмарина», «Фронтовая открытка», «Черновик истории». К высокому результату приводят множество факторов: чёткость цели, детальное планирование, грамотное оформление заявки и сметы, выбор партнёров… Но главным залогом успеха является сплочённая проектная команда, нацеленная на результат.
— Один из недавних проектов — «Народный экскурсовод»…
— Благодаря ему мы познакомились с заинтересованной молодёжью, которая может при случае стать волонтёрами музея. В прошлом году 18 июня, в день 80-летия первого десанта строителей, они прослушали небольшой курс, и с их помощью были организованы семь экскурсий по городу. Один из «народных экскурсоводов» Станислав Зелянин провёл экскурсию для своих коллег.

Мечты сбываются!
— Этим вопросом принято заканчивать интервью, но хочется задать его сейчас: какие есть новые идеи?
— Музееведение — это наука, которая материализует историю, время. А время не стоит на месте. Сегодня мы открыли новый зал «Молотовск — Северодвинск. ХХ век» (о нём читайте на 21-й стр. — Прим. ред.) Здесь мы наконец-то осуществили свою мечту — правдиво рассказали о том, как жили северодвинцы в ХХ веке, запечатлели объективную историю Северодвинска, которая долгие годы была закрыта для изучения. В области среди музеев это первая постоянная экспозиция по ХХ веку.
Изучение истории города не останавливается, и наступает момент, когда существующая выставка начинает требовать реконструкции. Так произошло с экспозицией «Рождение города», созданной к 50-летию Северодвинска. Во время реконструкции в 1992 году сюда были введены закрытые ранее темы: строительство завода, репрессии, Ягринлаг. А сегодня зал снова нуждается в обновлении.
В ближайшей перспективе, конечно же, строительство фондохранилища. С ним в городе впервые появится полноценный музейный комплекс.
Мы мечтаем обновить зал природы, расширить его темами экологии, освоения Арктики. Хотелось бы показать здесь и водоёмы с их обитателями, и природный мир во всём его разнообразии, и полезные ископаемые, минералы, алмазы. Мечтается и о чучелах бурого и белого медведя, берлоге косолапого. Обязательно будут новые проекты, выставки, шагнёт вперёд филиал музея в селе Нёнокса, будут внедрены электронные ресурсы.

В архив — только с азартом
— Современные реалии усложняют или помогают развитию музейного дела?
Современный музей — это уже не статичный и архаичный организм из прошлого. Да, в чём-то мы консерваторы, у нас есть свои традиции, законы и инструкции… В соответствии с ними и живёт музей. Однако сегодня приходится придерживаться и других ориентиров, в частности показателей муниципального задания. Взять хотя бы «дорожную карту», которая предписывает постоянное и значительное увеличение числа посетителей и демонстрацию предметов из фондов. Выставочное пространство музея ограничено — приходится искать новые пути и формы выполнения заданий.
Одно можно сказать точно: всё это стимулирует и тонизирует, заставляет думать, искать и находить. Жаль, конечно, что в погоне за отдельными показателями теряется ценность другой работы, которая является основой музейного дела, — научной, хранительской…
— Чего больше в вашей профессии: науки, творчества, азарта?
— В музейной работе хватает всего! Этот бесконечный водоворот встреч и общения, исканий и открытий, он затягивает и всецело поглощает. Общаясь со старинными предметами, словно заряжаешься энергетикой добра и мудрости, живёшь наполненной и одухотворённой жизнью. Под влиянием старинных предметов (и без машины времени!) легко переносишься в другую эпоху. Появляется внутреннее горение, свечение, которое помогает жить, творить.
Мне очень нравится работать в архивах, потому что именно там можно почувствовать себя настоящим первооткрывателем. Особенно острые и яркие ощущения возникают, когда работаешь с только что рассекреченными документами, которые до тебя ни-кто не читал. Вот здесь действительно появляется азарт! Хочется ещё и ещё!
Искания же происходят ежеминутно, ежесекундно — и в разных формах. Это беседы с очевидцами, чтение газет, консультации с информантами. Сведения, полученные из разных источников, нужно сводить, проверять, ведь мы должны быть объективны и правдивы.
Не обойтись и без творчества. И без строгой организации труда и чёткого планирования никуда, ведь каждый шаг музейщика продиктован инструкцией, нормативами, планами…

Без права на растерянность
— Люди, которые приходят работать в музей, отличаются от других?
— В музейную профессию приходят люди самого разного склада ума, с разным образованием. Кто-то уходит, едва «хлебнув музейного дела», остаются самые стойкие и неординарные личности, люди неравнодушные, с пытливым умом, харизмой, те, кто безгранично предан своему делу. Они универсалы и многостаночники, способны к постоянному саморазвитию.
Только часть музейной работы является видимой: выставки, экспозиции, экскурсии… К невидимой относятся: экспедиционная и археологическая, научная и исследовательская деятельность, работа с артефактами, их сбор и обработка, хранение и изучение. А ещё общение со сдатчиками и исследователями, экспертами, взаимодействие с разными структурами и службами, решение хозяйственных и правовых вопросов… В музее одни становятся экскурсоводами и экспозиционерами, другие — исследователями и археологами, третьи — менеджерами. Особое место занимает профессия хранителя.
— И руководителя. Как близкие реагируют на вашу занятость?
— С пониманием. Миссия у директора действительно особая. Он главный режиссёр музейной жизни, идеолог и вдохновитель, инженер и хозяйственник. Суть еже-дневной работы — управление непрерывным процессом, в котором нет однозначных оценок, а есть только промежуточный результат. Руководителю никогда нельзя сказать, что всё теперь хорошо и можно почивать на лаврах, нет у него и права на остановку, растерянность и отчаяние.
Руководство учреждением и коллективом никак не ограничивается временными рамками. Однако никто и никогда меня за ненормированную работу не упрекал. Супруг, Юрий Алексеевич, занятой человек, но помогает мне, часто даёт советы. А вообще, у всех нас, музейщиков, родные и близкие, друзья зачастую являются соратниками и помощниками.

О СЕБЕ
Я родилась и выросла в белокаменном и деревянном  Каргополе с его неповторимым колоритом и всегда мечтала стать художником. В 1972 году окончила естественно-географический факультет Архангельского пед-института. В Северодвинск приехала в 1974 году вместе со своей семьёй, работала в обществе «Знание». В профессию музейщика я пришла 39 лет назад по приглашению директора музея Е.И. Пенкиной. Прошла путь от младшего научного сотрудника до руководителя.

О СЕВЕРОДВИНСКЕ
Из любимых мест в Северодвинске назову, пожалуй, старый Дом Советов, бывший драмтеатр и, конечно же, музей. Они расположены буквально в двух шагах друг от друга. Это и есть своеобразная нулевая верста культурной жизни старого города. Именно они были свидетелями значимых мгновений нашей истории, самых радостных и трагических минут. И если прислушаться к своим ощущениям, то каждый, наверное, скажет, что здесь чувствуется особая аура.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей