MENU

Фото из архива Валентины Стуровой Фото из архива Валентины Стуровой

24.02.2017 • Культура

На румбах музейной славы

Двадцать лет назад Валентина Ивановна Стурова стала директором городского музея. Случилось это в морозные дни конца 1996 года, и сразу же эта должность испытала её на прочность серьёзнейшей аварией: замёрз трубопровод на чердаке здания и четыре батареи в зале войны

Валентина Стурова отмечает профессиональный юбилей

Испытание девяностыми и нулевыми
— Помню, как отогревали чердачные коммуникации вручную: кипятильниками грели в вёдрах воду и обматывали замёрзшие  участки тряпками, нагретыми в кипятке, — рассказывает директор. — А вот батареи пришлось заменить. Тут нам оказали неоценимую помощь Василий Иванович Уваров и Николай Иванович          Дикан. Вспоминаю их с благодарностью!
Удивительно, но больших потерь в коллективе в те годы удалось избежать. Время было другое, и люди, как мне кажется, иначе реагировали на трудности. В начале 90-х музеем руководила Н.Г. Лютикова, которая всячески хлопотала за родной коллектив. Да, было холодно, голодно, но за работу держались.
То время характеризовалось мощнейшим всплеском гласности. Вместе с членами общества «Совесть» мы искали материалы для организации выставки о репрессированных, работали в архивах, на бывшем кладбище Ягринлага, писали незнакомым людям, расспрашивая о случившихся в их семьях трагедиях. Тогда были открыты многие имена, в том числе репрессированного в 1938 году Ивана Кирилкина, первого начальника строительства города. Сколько сил, физических и эмоциональных, забрала та работа! Итогом стала выставка «Гулаг, Ягринлаг…»
Вспоминается и переломный для музея 1996 год — 300-летие Российского флота. Когда не было ни работы на предприятиях, ни хлеба, музей рассказал о величайшем подвиге кораблестроителей Северодвинска. Мне как научному сотруднику посчастливилось трудиться под руководством инженера-кораблестроителя и краеведа Л.Г. Шмигельского. С его помощью музей создал выставку «Северодвинск — флоту», которая впервые рассказала о том, ради чего существует наш город. Она стала сенсацией. Открытия следовали одно за другим. Музейщики заново изучали историю родного города.
А в 1997 году мною были в буквальном смысле слова выплаканы в Главном информационно-вычислительном центре в Москве два комплекта компьютерного оборудования, с которых началась компьютеризация музея (в числе первых в области).
В то время, как многие музеи в стране закрывались, наш, став Северодвинским городским краеведческим музеем, собрал материалы по истории города и края, расширил фонды, скомплектовал редчайшие документы и экспонаты. Именно тогда, в 90-х, мы открыли множество «белых пятен» истории.
Кадровые же проблемы накрыли музей в середине 2000-х. Тогда в коллективе сложилась очень непростая ситуация. Зарплаты у сотрудников были настолько мизерные, что выдерживали немногие. Однако те, кто прошёл испытания безденежьем, оказались самыми верными музейщиками! Именно они составляют нынешний костяк коллектива.

Проект за проектом
— Сегодня коллектив музея — это и профессионалы в проектной работе.
— Проектная деятельность вошла в повседневную жизнь музея с конца 1990-х. Она постоянно занимает умы сотрудников, отбирает значительную часть сил и времени.
Музей реализовал не один десяток идей, укрепилась и обновилась его материально-техническая база, коллектив превратился в сплочённую проектную команду, приобрёл много новых партнёров. Мы очень дорожим отношениями с градообразующими предприятиями: Севмашем, «Звёздочкой», «Арктикой». Их участие в организации выставок, в оформлении залов, консультационная и спонсорская помощь бесценны. А одна из приоритетных задач музея —           профориентационная. Например, в «Школе корабельных мастеров» молодёжь узнаёт об основных производствах и рабочих профессиях наших предприятий.
У всех на слуху такие громкие проекты, как «Родом из детства», «Музейная субмарина», «Фронтовая открытка», «Черновик истории». К высокому результату приводят множество факторов: чёткость цели, детальное планирование, грамотное оформление заявки и сметы, выбор партнёров… Но главным залогом успеха является сплочённая проектная команда, нацеленная на результат.
— Один из недавних проектов — «Народный экскурсовод»…
— Благодаря ему мы познакомились с заинтересованной молодёжью, которая может при случае стать волонтёрами музея. В прошлом году 18 июня, в день 80-летия первого десанта строителей, они прослушали небольшой курс, и с их помощью были организованы семь экскурсий по городу. Один из «народных экскурсоводов» Станислав Зелянин провёл экскурсию для своих коллег.

Мечты сбываются!
— Этим вопросом принято заканчивать интервью, но хочется задать его сейчас: какие есть новые идеи?
— Музееведение — это наука, которая материализует историю, время. А время не стоит на месте. Сегодня мы открыли новый зал «Молотовск — Северодвинск. ХХ век» (о нём читайте на 21-й стр. — Прим. ред.) Здесь мы наконец-то осуществили свою мечту — правдиво рассказали о том, как жили северодвинцы в ХХ веке, запечатлели объективную историю Северодвинска, которая долгие годы была закрыта для изучения. В области среди музеев это первая постоянная экспозиция по ХХ веку.
Изучение истории города не останавливается, и наступает момент, когда существующая выставка начинает требовать реконструкции. Так произошло с экспозицией «Рождение города», созданной к 50-летию Северодвинска. Во время реконструкции в 1992 году сюда были введены закрытые ранее темы: строительство завода, репрессии, Ягринлаг. А сегодня зал снова нуждается в обновлении.
В ближайшей перспективе, конечно же, строительство фондохранилища. С ним в городе впервые появится полноценный музейный комплекс.
Мы мечтаем обновить зал природы, расширить его темами экологии, освоения Арктики. Хотелось бы показать здесь и водоёмы с их обитателями, и природный мир во всём его разнообразии, и полезные ископаемые, минералы, алмазы. Мечтается и о чучелах бурого и белого медведя, берлоге косолапого. Обязательно будут новые проекты, выставки, шагнёт вперёд филиал музея в селе Нёнокса, будут внедрены электронные ресурсы.

В архив — только с азартом
— Современные реалии усложняют или помогают развитию музейного дела?
Современный музей — это уже не статичный и архаичный организм из прошлого. Да, в чём-то мы консерваторы, у нас есть свои традиции, законы и инструкции… В соответствии с ними и живёт музей. Однако сегодня приходится придерживаться и других ориентиров, в частности показателей муниципального задания. Взять хотя бы «дорожную карту», которая предписывает постоянное и значительное увеличение числа посетителей и демонстрацию предметов из фондов. Выставочное пространство музея ограничено — приходится искать новые пути и формы выполнения заданий.
Одно можно сказать точно: всё это стимулирует и тонизирует, заставляет думать, искать и находить. Жаль, конечно, что в погоне за отдельными показателями теряется ценность другой работы, которая является основой музейного дела, — научной, хранительской…
— Чего больше в вашей профессии: науки, творчества, азарта?
— В музейной работе хватает всего! Этот бесконечный водоворот встреч и общения, исканий и открытий, он затягивает и всецело поглощает. Общаясь со старинными предметами, словно заряжаешься энергетикой добра и мудрости, живёшь наполненной и одухотворённой жизнью. Под влиянием старинных предметов (и без машины времени!) легко переносишься в другую эпоху. Появляется внутреннее горение, свечение, которое помогает жить, творить.
Мне очень нравится работать в архивах, потому что именно там можно почувствовать себя настоящим первооткрывателем. Особенно острые и яркие ощущения возникают, когда работаешь с только что рассекреченными документами, которые до тебя ни-кто не читал. Вот здесь действительно появляется азарт! Хочется ещё и ещё!
Искания же происходят ежеминутно, ежесекундно — и в разных формах. Это беседы с очевидцами, чтение газет, консультации с информантами. Сведения, полученные из разных источников, нужно сводить, проверять, ведь мы должны быть объективны и правдивы.
Не обойтись и без творчества. И без строгой организации труда и чёткого планирования никуда, ведь каждый шаг музейщика продиктован инструкцией, нормативами, планами…

Без права на растерянность
— Люди, которые приходят работать в музей, отличаются от других?
— В музейную профессию приходят люди самого разного склада ума, с разным образованием. Кто-то уходит, едва «хлебнув музейного дела», остаются самые стойкие и неординарные личности, люди неравнодушные, с пытливым умом, харизмой, те, кто безгранично предан своему делу. Они универсалы и многостаночники, способны к постоянному саморазвитию.
Только часть музейной работы является видимой: выставки, экспозиции, экскурсии… К невидимой относятся: экспедиционная и археологическая, научная и исследовательская деятельность, работа с артефактами, их сбор и обработка, хранение и изучение. А ещё общение со сдатчиками и исследователями, экспертами, взаимодействие с разными структурами и службами, решение хозяйственных и правовых вопросов… В музее одни становятся экскурсоводами и экспозиционерами, другие — исследователями и археологами, третьи — менеджерами. Особое место занимает профессия хранителя.
— И руководителя. Как близкие реагируют на вашу занятость?
— С пониманием. Миссия у директора действительно особая. Он главный режиссёр музейной жизни, идеолог и вдохновитель, инженер и хозяйственник. Суть еже-дневной работы — управление непрерывным процессом, в котором нет однозначных оценок, а есть только промежуточный результат. Руководителю никогда нельзя сказать, что всё теперь хорошо и можно почивать на лаврах, нет у него и права на остановку, растерянность и отчаяние.
Руководство учреждением и коллективом никак не ограничивается временными рамками. Однако никто и никогда меня за ненормированную работу не упрекал. Супруг, Юрий Алексеевич, занятой человек, но помогает мне, часто даёт советы. А вообще, у всех нас, музейщиков, родные и близкие, друзья зачастую являются соратниками и помощниками.

О СЕБЕ
Я родилась и выросла в белокаменном и деревянном  Каргополе с его неповторимым колоритом и всегда мечтала стать художником. В 1972 году окончила естественно-географический факультет Архангельского пед-института. В Северодвинск приехала в 1974 году вместе со своей семьёй, работала в обществе «Знание». В профессию музейщика я пришла 39 лет назад по приглашению директора музея Е.И. Пенкиной. Прошла путь от младшего научного сотрудника до руководителя.

О СЕВЕРОДВИНСКЕ
Из любимых мест в Северодвинске назову, пожалуй, старый Дом Советов, бывший драмтеатр и, конечно же, музей. Они расположены буквально в двух шагах друг от друга. Это и есть своеобразная нулевая верста культурной жизни старого города. Именно они были свидетелями значимых мгновений нашей истории, самых радостных и трагических минут. И если прислушаться к своим ощущениям, то каждый, наверное, скажет, что здесь чувствуется особая аура.

Comments are closed.

« »