По узкой колее

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/02/1714_d1087.jpg

Мы прибыли в посёлок Авнюгский около четырёх пополудни. Наше путешествие приближалось к кульминации: на станции, не обозначенной ничем, кроме как железнодорожными путями, нас ждал тепловоз с вагоном.

К самым красивым местам — самый сложный путь

Авнюга позвала
В этом поезде, сохранившемся со времён Советского Союза и гордо несущем на себе герб уже несуществующей страны, нам предстоит преодолеть чуть больше 30 километров по узкоколейной железной дороге через тёмно-зелёную припорошённую снегом тайгу. Из Авнюги в деревню Поперечка, или, как её чаще называют местные жители, на станцию Сойга, мы отправляемся, чтобы заночевать в деревенском доме и посмотреть на старинный деревянный монастырь на берегу Соезерского озера.
Маршрут, в который до кульминационного приключения входили ещё экскурсия по Великому Устюгу и автобусный тур по Красноборскому району с заездом в музей-усадьбу Александра Борисова, разработали ребята из объединения «Заповедные железные дороги». Они сами прокатились по действующим узкоколейкам и выбрали лучшее, что можно взять для увлекательных экскурсий.
Путешествие из Котласа до Сойги и обратно подтвердило это. Даже почти разрушенные, но ещё жилые дома в деревне Черевково, лежавшей на нашем пути, открыли свою историю и рассказали о богатом прошлом этого старинного поселения. Да и сам Великий Устюг, и Красноборск, и маленькая тупиковая Сойга, посёлок леспромхоза, оказались красивейшими местами, способными вдохновить на новое путешествие по Русскому Северу.
В вагоне топится железная печка, огонь бросает красные отсветы на пол и лавки. За окном постепенно темнеет, но, пока не ушло солнце, мы останавливаемся сделать несколько пейзажных снимков, и дети забираются уже в кабину машиниста и под присмотром дяди Бори изучают кнопки и рычаги управления тепловозом.
Он набирает ход, позади остаются сосны и ели, берёзы, сухой камыш вдоль болот. На небе проступают первые, самые яркие звёзды, и только они да фонари тепловоза освещают теперь наш узкоколейный путь. В вагоне темно и тепло, и хочется молчать, и качаться, и в полудрёме ждать остановки где-то между веком XIX и XX…
Путешествовать с «Заповедными железными дорогами» можно по всей России, где ещё остались узкоколейки. Например, в Воронежской области или на Урале, по самой длинной узкоколейке в России. В Краснодарском крае такой маршрут пролегает по предгорьям Кавказа. В этом году в августе запланирована и экспедиция на Сахалин, где на смену старинной железной дороге, помнящей японскую оккупацию острова, приходит современное полотно. Свободные места в это путешествие ещё есть, а вот на ближайшую поездку в Авнюгу в июне группа набрана.

Белое Озеро без туристов
А что же наша узкоколейная дорога? Наша, Кудемская, признанная красивейшей в одном из рейтингов Forbs? Её, к сожалению, нет в этих турах. Наш экскурсовод и вдохновитель объединения «Заповедные железные дороги» Михаил Кончиц сказал:
— Не только от нас зависит, состоится тур или нет. Всё получается, если и местные жители проявляют интерес к организации экскурсионных поездок.
В Поперечке люди заинтересованы: и дома находят для ночёвки гостей, и баньку топят, и ужин на группу из 20 человек готовят. Ведь приезжие платят деньги за эти услуги, за возможность побывать в неизвестных местах, далёких от цивилизации, полюбоваться старинными постройками, природой, почти не тронутой деятельной рукой человека.
Но интереса среди ту-ристов к нашей УЖД пока, как сообщили в городском краеведческом музее, нет. Однако все, кто бы ни проехал по Кудемской УЖД, отмечают её несомненную красоту и удивительное ощущение, что несёшься на фантастическом поезде прямо по лесной тропинке. Передать это словами невозможно, это можно только почувствовать, сидя в открытом вагоне поезда «Водогон — Белое Озеро».
Кудемская узкоколейка находится на балансе администрации Северодвинска, за ней следят, потому что этот живописный маршрут — единственная дорога, по которой жители Белого Озера могут добраться до города. Расписание поезда постоянное, более удобное для жителей посёлка, нежели для горожан, ходит он каждый день, кроме четверга, утром из Белого Озера, вечером обратно.
Сегодня, по сообщению пресс-службы городской администрации, в составе поезда ходит комфортный пассажирский вагон с кондиционером, освещением, мягкими креслами. Машинисту не приходится вставать в четыре утра, как было раньше и как сейчас есть в Поперечке, чтобы разогреть вагон для пассажиров, потому что отопление идёт за счёт генератора. Вагон приобрели на единственном предприятии, ещё выпускающем такое оборудование для узкоколейных дорог, — Камбарском машиностроительном заводе в Удмуртии. Выделяются из муниципального бюджета и средства на замену запчастей другого по-движного состава УЖД.
Сегодня из 108 километров узкоколейной дороги, построенных сразу после войны (дорога открыта в 1949 году), действуют 35. Ведут они до Белого Озера, которое и является главной станцией Кудемской УЖД, и дальше, до Палозера, но туда теперь добираются только на дрезинах.

От Лойги до Сойги
Узкоколейные дороги в нашей стране появлялись как более дешёвый и быстрый способ организовать вывоз леса с делянок, все они были связаны с леспромхозами, с добычей леса. А местные жители по этим узкоколейкам добирались и в самые заповедные места, богатые грибами и ягодами.
Как-то родители взяли меня за морошкой. И лучше этого путешествия не было в моём детстве. Раным-рано в толпе говорливых мужиков и баб мы погрузились в вагон, и он, качаясь, гудя и стуча колёсами, побежал по корявой дорожке. Весь путь папа рассказывал истории про то, как этот поезд сходил с рельсов и переворачивался, про мужиков, хитрых на выдумку, про медведей, живущих на диких болотах, куда мы едем, и про морошку чуть не с пол-ладони, сахарную и жёлтую-жёлтую от собственного сока. И целый день мы брали ягоду, и солнце пекло, и рядом с нами собирали её другие люди.
А обратно я ехала на передней площадке тепловоза и видела перед собой         дорогу: две длинные узкие неровные ниточки, по краям усеянные ягодами. И ветви берёз, если протянуть руку, задевали мягко пальцы. Это было моё первое путешествие по узкоколейке — Лойгинского леспромхоза в посёлке Лойга Устьянского района.
И в это путешествие до Сойги собрались мы с детьми, чтобы они тоже узнали необычную красоту заповедных таёжных мест, ощутили спокойствие и величие северных лесов, увидели свой край не только из окна городской квартиры, но и из кабины машиниста тепловоза. И чтобы дядя Боря рассказал им о своей профессии и о своей жизни в этой большой-пребольшой стране и в этой маленькой-маленькой Сойге.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей