Мифическая латифундия*

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/02/726_d1085.jpg

«Квартирный вопрос только испортил их...» — сказал о людях Воланд из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С момента первого издания книги прошло полвека, но цитата не потеряла актуальности. Более того, жилищный вопрос усугубился земельными взаимоотношениями. Нередко споры превращаются в ожесточённые судебные тяжбы.

Поиски справедливости могут закончиться в тупике финансовых потерь

Моя земля
За примерами далеко ходить не надо. Напомним, у каждого многоквартирного дома есть свой земельный участок. Он, как подвал или чердак, относится к общедомовому имуществу. С течением времени некоторые дома пополняют список аварийного, подлежащего сносу жилья. Нанимателям предоставляются квартиры аналогичной площади, а у собственников администрация города выкупает жил-площадь по её фактической стоимости. Земельный участок также изымается. Так делается для того, чтобы разобрать аварийное здание и на его месте построить новое жильё. Или другой объект.
Схема работает без сбоев не один год, но иногда размеренный порядок нарушается обращениями собственников в суд. Чего же хотят граждане? Люди считают, что при определении выкупной цены квартиры не была учтена стоимость причитающейся им доли земельного участка. А посему требуется доплатить.
Кто-то своим разумением к такому выводу пришёл, кому-то подсказали. Не желая никого обидеть, назовём таких советчиков стряпчими. Они могут проявиться в облике индивидуального предпринимателя, юридической, консалтинговой или любой другой фирмы. Объявления на подъезде, листовки в почтовых ящиках — вариантов предложений о сотрудничестве множество.
Заплатит проигравший
А поскольку любой труд должен быть оплачен, то свои услуги стряпчие оценивают в среднем в 50 тысяч рублей за одно земельное дело. И это только часть расходов, которые несёт собственник квартиры. Ведь помимо госпошлины нужно ещё провести экспертизу, чтобы знать, сколько из общей площади участка составляет доля гражданина, и оценить её. Этот размер и становится предметом иска.
Но что значат эти расходы, если на кону гораздо больше, а победа, считай, в кармане. Суммы исковых требований впечатляют. Горожане оценивают своё землевладение в диапазоне от 100 до 700 тысяч рублей. К тому же проигравший, то есть мэрия, оплатит все издержки. С лета 2016 года будто плотину прорвало: иски посыпались один за одним.

Не в пользу истцов
Но вместо радости и эйфории горожане испытали разочарование. Первые решения вынесены не в пользу истцов: в действиях           администрации нарушений не выявлено.
— Президиум Верховного суда РФ 29 апреля 2014 года в своём обзоре указал, что существует неразрывная связь между правом собственности на жилое помещение и правом общей долевой собственности на общее имущество, включая земельный участок, — прокомментировал начальник отдела по обеспечению представительства администрации Северодвинска в судах Евгений Кожанов. — Это следует и из положений статей 36—38 Жилищного кодекса РФ и статьи 290 Гражданского кодекса РФ. Поэтому стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в стоимость выкупаемого жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от стоимости жилья. Определение выкупной цены квартиры в расселяемых домах администрацией производится в точном соответствии с указанной нормой.
Иными словами, в стоимость выкупаемого жилья, определённого заключённым между собственником и администрацией соглашением, уже включена стоимость доли земельного участка.
У людей есть право обжаловать решение суда первой инстанции. А перед обращением в суд не лишним будет трезво оценить перспективы своих притязаний. Дешевле обойдётся.
*Латифундия — (в переводе с латинского) обширное землевладение.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей