Традиционно технику валяния мы ассоциируем с валенками. Думаете, это лишь однотонные серые или чёрные грубоватые изделия, в которых хорошо лишь в деревне ходить? Стереотипы разрушают мастерицы-валяльщицы, создающие в наши дни из войлока не только традиционную русскую зимнюю обувь, но и предметы одежды из тончайшей шерсти для модниц и предметы интерьера в не-обычной технике.
Валяние в России возродилось где-то в 2007 году: стала появляться информация, рукодельницы начали объединяться в сообщества, проводить мастер-классы. Северодвинская мастерица-валяльщица Людмила Коробейник «подсела на войлок» в 2009-м, когда взяла в руки мышку-игрушку, свалянную дочерью в Москве. Тогда и промелькнула мысль: «Тоже так хочу!».
А к рукоделию Людмила привычная: много лет отработала вязальщицей и вышивальщицей на швейной фабрике. Первой попыткой в технике валяния стала обычная бусина. Из-за отсутствия под рукой овечьей шерсти в ход пошла вычесанная шерсть с котов. Собственно, хозяева материала сделанную бусину сразу куда-то и закатили. Потом мастерица сваляла тапочки, и понеслось! Стали появляться разноцветные валенки с различными узорами для родных и знакомых. Любимым оказался цветочный принт, а встречаются на работах Людмилы и снежинки, и сердечки, и животные. За информацией и опытом ездила в Москву на мастер-классы, сравнивала свои работы с изделиями других мастеров.
На валенках Людмила не остановилась, узнала, что существует тонкий войлок, из которого можно создавать жилетки, шарфы да практически все предметы гардероба! Из необычного, например, сумка-переноска для маленькой собачки, чехол для планшета и картина, украшающая стену мастерской.
— Сама я очень люблю носить войлок: от обуви до пальто. Изделия приятны к телу, замечательно впитывают влагу, в них не заболеешь.
Бывает, что одежду буквально «снимают» с владелицы. Увидят жилетку на Людмиле — и всё, уже захотели такую же. Популярен сейчас экостиль: натуральные цвета, принты листвы и соцветий. А кто-то любит поярче да пооригинальней. Благо шерсть многогранна и позволяет воплотить все фантазии мастера и заказчиков.
Время требует от мастерицы придумывать всё новые идеи дизайна и оформления. Уже никого не удивишь стильными городскими сапожками из войлока. Следующий шаг — приделать подошву, сделать декоративные элементы из кожи, украсить изделие фурнитурой.
Войлок — материал, которому надо постоянно учиться, замечает рукодельница, всё время появляются новые виды шерсти, волокон и техники.
Процесс валяния очень трудоёмкий и длительный, но за количеством мастерица не гонится. На одни валеночки может уйти до двух недель, заказчики терпеливо ждут и понимают, что главное для мастера творить по настроению и по душе.
ОТ НОЕВА КОВЧЕГА
Согласно легенде, первый валяный ковёр появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нём, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег, на полу остался лежать красивый шерстяной ковёр.
Анастасия КУДРИНА