MENU

Со стороны Комсомольской площади вокзал имеет почти сказочный вид. Фото автора Со стороны Комсомольской площади вокзал имеет почти сказочный вид. Фото автора

11.01.2017 • Общество

Ода Ярославскому вокзалу

Ярославский, один из крупнейших вокзалов столицы, для нас как родной: едешь на поезде с севера в Москву или через Москву — попадаешь сюда. Пассажиры воспринимают здание вокзала как большую «стекляшку» — так его видят те, кто идёт с поезда в метро или в зал ожидания. А знаете ли вы, что Ярославский вокзал является признанным шедевром архитектуры и его проект принадлежит Шехтелю, гению московского модерна? Что в одном из залов можно видеть полотна выдающегося живописца Коровина? Что от этого вокзала начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль? Что именно отсюда в 1929 году отправилась первая российская электричка

Там, где принято суетиться и напрягаться, есть на что и полюбоваться

«Стекляшка» — шедевр?
Через Ярославский вокзал я езжу часто. Поэтому, обнаружив в интернете приглашение на экскурсию по Комсомольской площади (которую в народе называют площадью трёх вокзалов), не долго думая, купила билет. На сайте организатора экскурсии — компании «Москва глазами инженера» — говорится: «Полтора века назад железные дороги были одним из главных двигателей прогресса. Инженеры строили огромные мосты и тоннели, архитекторы придумывали необыкновенной красоты вокзалы… Увы, сегодня имидж московских вокзалов практически лишился ореола романтики. Мы собираемся исправить это недоразумение. Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы откроют вам все свои секреты».

Дорога-рекордсменка
Проект «Москва глазами инженера» делает акцент на том, как рождалось  то или иное сооружение, как воплощались в жизнь революционные технические идеи. Железнодорожных экскурсий у проекта четыре: по трём вокзалам Комсомольской площади, Киевскому вокзалу, Московскому центральному кольцу и ещё по Витебскому вокзалу Санкт-Петербурга.
На площади трёх вокзалов наш гид Татьяна показала уголки, где редко бывают обычные пассажиры. Рассказала занимательные подробности о строительстве первых железных дорог.
Например, инженер Д.И. Журавский, проектируя мост на железной дороге Петербург — Москва (кстати, в ноябре 2016-го исполнилось 165 лет с того дня, как по ней открыто движение), сделал макет, в котором часть элементов выполнил из… струн. Водя по ним смычком и получая звук разной высоты, он доказал, что вертикальные детали моста испытывают разное напряжение, и вывел формулы расчёта мостовых балок. Это было в 50-е годы XIX века!
Полвека спустя революционные подходы применены при возведении в Красноярске железнодорожного моста через Енисей по проекту профессора Л.Д. Проскурякова. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже проект моста удостоен Гран-при и Большой золотой медали. Мост Проскурякова — одно из ключевых звеньев Транссибирской магистрали, отправной точкой которой является Ярославский вокзал.
Татьяна показывает нам «нулевой километр» — памятный знак в начале 4-го и 5-го путей:
— Со стороны вокзала цифра 0, а с обратной стороны 9 298 — это протяжённость Транссиба в километрах. Транссибирская магистраль занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная железная дорога.

Что за курочки?
Ильф и Петров в романе «12 стульев» пишут: «Ни на одном из восьми остальных московских вокзалов нет таких обширных и высоких зал, как на Рязанском  (ныне Казанском. — Г.Ч.). Весь Ярославский вокзал с его псевдорусскими гребешками и геральдическими  курочками легко может поместиться в его большом зале для ожидания».
Что за курочки? Так вот же они, на металлическом гребне на высокой крыше. Между ними серп и молот, а изначально красовался двуглавый орёл.
Прежде чем пойти любоваться тем, что построил Шехтель, отметим: год рождения Ярославского вокзала — 1862-й. Тогда он назывался Сергиевским (железная дорога шла только до Сергиева Посада). А потом стал Ярославским, Северным и с 1936 года снова Яро-славским.
То, что мы видим сейчас, — результаты нескольких реконструкций. К концу XIX века дорогу на север поэтапно продлили до Архангельска, открылось движение на Иваново и другие города; пассажиропоток вырос, и вокзал расширили. В 1895—1896 годах были перестроены восточное крыло и перрон. Массивные чёрные колонны (сейчас они посреди вокзала) изначально ограничивали крытый перрон. Там, где сегодня зал ожидания 1-го этажа с эскалатором, сто лет назад начинались железнодорожные пути!
Вот мы и добрались до Фёдора Осиповича Шехтеля. В 1902 году началась реконструкция по его проекту, и через несколько лет Ярославский вокзал получил новый фасад в неорусском стиле. Вся эта красота почти без изменений дошла до наших дней. Со стороны Комсомольской площади здание напоминает то ли высокий терем с башнями по бокам, то ли храм с колокольней. Вдоль крыши проходит полоса цвета морской волны — майоликовый фриз.  Тут барельеф, там металлические и каменные кружева. Тут выступы в форме башенок, там узорные козырьки. Тут птички, там землянички. Всё причудливо и как-то неофициально. Но внушительно.

Моржи и киты
Войдя в здание вокзала с Комсомольской площади, вы окажетесь в холле с колоннами, украшенными барельефами на темы северной природы (в советское время моржей и китов «разбавили» пароходами и аэропланами). Поднимите голову: чьи, думаете, это картины? Константина Коровина! В 80-х годах XIX века он по приглашению промышленника и мецената С.И. Мамонтова отправился в путешествие на Север. Итогом поездки стали живописные панно, представленные в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и в 1900-м на Всемирной выставке в Париже. Десять панно Коровина остались в собственности С.И. Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала. Сейчас на вокзале четыре панно:  «Базар у пристани в Архангельске», «Разделка кита», «Ловля рыбы на Мурманском море» и «Северное сияние». По словам Татьяны, это копии, а подлинники Коровина хранятся в запасниках Третьяковки.
Очередная реконструкция началась в 30-х годах ХХ века. В 40-х переделали интерьеры. В середине 60-х пространство, где раньше начинались пути, застроили и возвели с тыльной стороны вокзала сплошную стеклянную стену. Через 30 лет во время следующей реконструкции кассы перенесли со 2-го этажа на 1-й и расширили залы ожидания. Работы на Ярославском вокзале проводились и в XXI веке. Например, в  2014-м на фасаде смонтирована архитектурная подсветка.

О насущном
Читатель скажет: история и красота – это замечательно, а сколько стоит оставить чемодан в камере хранения? Можно ли переночевать в комнате отдыха? Где зарядить мобильник?
Оставить одну единицу багажа в пределах календарных суток в ручной камере хранения стоит 190 рублей.
На 2-м этаже есть автомат для зарядки гаджетов, но платный. Можно попросить подзарядить телефон и в салонах мобильной связи, тоже за деньги.
Переночевать в комнате отдыха на Ярославском вокзале могут семьи с детьми и женщины. Дамам предлагается койка в 12-местной комнате (1 300 рублей в сутки). Варианты для семей: 2-местный семейный номер – 5 800, 3-местный – 8 700; койко-место для взрослого – 1 900 –2 900, для ребёнка до 10 лет – 650. Возможно и размещение с детьми в дневное время (оплата почасовая).
В комнате отдыха есть душ: за 250 рублей вас пустят на полчасика помыться и привести себя в порядок.
Информацию о тарифах на парковку, VIP-сопровождение и некоторые другие услуги можно найти на сайте yaroslavsky.dzvr.ru.
Посещение туалета —  30 рублей, но для пассажиров бесплатно.
Перекусить на Ярославском вокзале можно в заведении фастфудовской сети KFC и кафе типа бистро (вход с улицы), а ещё на 2-м этаже есть подобие фуд-корта, где можно взять чай, кофе, блины, пельмени  и др. Под вывеской «Кофейня» имеются и холодные закуски, и первое, и второе.
Более уютный фуд-корт на Казанском вокзале (от главного входа направо). Он в угловой башне и имеет галерею со столиками. Мы с Татьяной после экскурсии зашли сюда погреться чайком (чай – 45 рублей, сырники со сметаной  –  147). Татьяна сказала, что этот зал строил архитектор А.В. Кузнецов, который очень любил готику и железобетон.  И правда, потолок фуд-корта выглядит почти как своды готического собора.
Кстати, если бы мне вздумалось дожидаться поезда в зале повышенной комфортности, я бы ушла с Ярославского на Казанский вокзал, где совершенно великолепный VIP-зал, изначально задуманный как ресторан для пассажиров I класса.
***
Что ещё можно рассматривать на Комсомольской площади, так это памятники.
У каждого вокзала бюст  архитектора: у Ленинградского — К.А. Тона, у Яро-славского — Ф.О. Шехтеля, у Казанского — А.В. Щусева.
В середине площади памятник Павлу Петровичу Мельникову, первому минис-тру путей сообщения России.
Справа от Казанского вокзала — скульптурная группа «Создателям российских железных дорог». Это император Николай I, подписавший в 1836 году указ об учреждении общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села; Ф.А. фон Герстнер, автор проекта царскосельской дороги;  три министра путей сообщения: П.П. Мельников, М. И. Хилков и С.Ю. Витте. Не забыли и русских самородков — отца и сы-на Черепановых, построивших на Урале первый российский паровоз и грузовую железную дорогу, которая начала работу на три года раньше царскосельской.

Comments are closed.

« »