Не Голливудом единым

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2017/01/835_d1087.jpg

Год российского кино, о котором так долго, пафосно и нудно твердили чиновники, завершился. Удалось ли поднять престиж нашей киноиндустрии? Получилось ли так, как заявил президент России Путин в декабре прошлого года на Санкт-Петербургском международном культурном форуме: «Не сомневаюсь, что наступающий Год кино будет таким же интересным, ярким, творческим. Станет ещё одним шагом к утверждению в нашем обществе высоких моральных принципов и эстетических вкусов. Мы вспомним все великие достижения нашего кинематографа, попытаемся найти лучшие решения для развития отечественной киноиндустрии»?

Как окончился Год российского кино?

В сфере российского кино кое-что, конечно же, изменилось. Например, схема господдержки: теперь бюджетное финансирование фильмов передали от Министерства культуры РФ Фонду кино. Тот для большего эффекта стал финансировать меньшее число картин, но на большие суммы. Также имеет место тенденция: путём увеличения возрастных ограничений на зарубежные фильмы и снижения на российские пытаются улучшить посещаемость последних. Кстати, небезуспешно.
Стала устойчивой ещё одна тенденция — выпуск фильмов на патриотическую тему, про выдающихся деятелей СССР и России, события недавней истории. Начало ей положили такие картины, как «Легенда № 17», «Высоцкий: спасибо, что живой», «Гагарин. Первый в космосе», которые пользовались популярностью также и в молодёжной среде. А продолжили в этом году «28 панфиловцев», «Ледокол» и «Землетрясение».
Но в целом Год россий-ского кино не ознаменовался какими-то особенными успехами. Ситуация на кинорынке не сильно отличается от ряда минувших лет, значительного роста числа фильмов нет, хотя про повышение их качества говорить отчасти можно. По данным сайта «Кинопоиск», доля российских картин в прокате в 2016 году составила не больше 8%, тогда как голливудская киноиндустрия охватила наш кинорынок на 51%. Даже получая существенные бюджетные средства на постановку (порой миллиарды рублей), режиссёры пока что не снимают фильмы, которые имели бы сколько-нибудь значимый успех за пределами нашей страны. Даже на внутреннем рынке нередки кассовые провалы — как у по-следних фильмов Никиты Михалкова (весьма грандиозные, надо сказать) или, в общем-то, неплохой драмы этого года «Дуэлянт». Пожалуй, самое заметное отличие этого года: авторского, элитарного кино «не для всех» стало меньше. Часть режиссёров, снимавших в этом жанре, «сбежали» в зрительское кино и сериалы.
Самым кассовым российским фильмом и событием года стал «Экипаж» Николая Лебедева, который собрал более полутора миллиардов рублей. При его бюджете в 650 миллионов и окупаемости голливудских блокбастеров в десятки и сотни раз, нельзя сказать, что это невероятный успех. Но фильм получился отличным. Главная фестивальная победа российского кино — у картины «Рай» Андрея Кончаловского, получившей «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале и номинированной на американский «Оскар».
Как обстоит дело с пристрастиями северодвинских зрителей? Пожалуй, они незначительно отличаются от общероссийских показателей. Любимыми жанрами в 2016 году были приключения, боевик, комедия. Меньшим успехом пользовались фильмы ужасов, хотя их в прокате в этом году было особенно много. В том числе и российского производства.

Как рассказывает менеджер по прокату кинокомплекса «Родина» Светлана Кряжева, всего в прокате в 2016 году было более 20 фильмов россий-ского производства. Лидером по зрителям стал «Экипаж». Хорошие показатели были у таких российских фильмов, как «Иван Царевич и Серый Волк-3», «Страна чудес», «Жених», «Дуэлянт», «Ледокол», «28 панфиловцев». Больший интерес у северодвинских зрителей традиционно вызывает анимация. Лучшими фильмами по зрительскому спросу в «Родине» стали, увы, не российские «Зверополис» и «Тайная жизнь домашних животных».
По словам менеджера по прокату кинотеатра «Россия» Алексея Яковлева, доля российского кино в прокате составляет около 20%. И спрос у зрителей на него есть. В «России» также всё остальное затмил «Экипаж». Его даже продляли несколько раз, и посещаемость не падала. Популярны были фильмы «Жених», «Ледокол» и «28 панфиловцев». А вот «Дуэлянт» пошёл как-то не очень. Самым же кассовым фильмом в «России» за минувший год стал американский фантастический боевик «Отряд самоубийц».
Российское кино, в принципе, находится в стабильном состоянии. Но не стоит забывать о нём по прошествии посвящённого ему года и подведения итогов. К сожалению, не так много мэтров осталось у нас с советских времён, а новых явно не хватает. И это не только режиссёры, но и технические специалисты. Да и слишком много дутых репутаций. Необходима поддержка, и не только раскрученных фигур вроде Михалкова или Бондарчука, а молодых и ярких, но пока не пробившихся на киноолимп. Хотя голливудское кино нам всё равно не побороть в обозримом будущем. Тем более что есть зрители, которые принципиально не ходят на российские фильмы.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей