В защиту бизнеса от жалоб

С января 2017 года нас, потребителей, лишают одного из действенных рычагов в борьбе по защите наших прав — возможности припугнуть производителя или продавца товаров и услуг жалобой в Роспотребнадзор.

Проверки не будут внезапными

Нет, жаловаться мы, конечно, можем. Только анонимные жалобы больше не будут рассматриваться вообще (разве что на предмет раскрытия анонимности автора), а персонифицированные — будут приниматься во внимание лишь в том случае, если потребитель уже прошёл этап предъявления претензии продавцу и получил отказ.

Допустим, вы купили в магазине некачественный или просроченный продукт и отравились. Раньше было достаточно написать жалобу в Роспотребнадзор — и Роспотребнадзор по вашему сигналу посещал магазин с внеплановой проверкой, выявлял нарушения и штрафовал за все обнаруженные беспорядки.

С нового года придётся сначала подать письменную претензию в адрес руководства магазина, ждать ответа (по закону — до 10 дней), и если вам откажут вернуть сумму, уплаченную, например, за протухшие консервы, возместить стоимость лечения и моральный вред (если вам хватит смелости заикнуться о компенсации ваших страданий), то вот тогда Роспотребнадзор примет ваше обращение.

Понятно, что с момента получения претензии владелец магазина постарается как можно быстрее избавиться от остатков негодной продукции: что не удастся реализовать — вернуть поставщику, утилизировать или уничтожить. И вообще навести в магазине порядок, пока вы ждёте ответа на свою претензию. Так что внеплановая «внезапная» проверка Роспотребнадзора по вашей жалобе окажется очень даже ожидаемой. Проверяющие не выявят никаких недостатков и напишут заключение, что проверка проведена, нарушений не обнаружено.

Получается, потребителю выгодней не жаловаться в Роспотребнадзор, а сразу подавать исковое заявление в суд: суд, по крайней мере, может обязать продавца возместить убытки.

 

Но есть ещё и Уголовный кодекс

За все эти прелести мы должны благодарить депутатов, принявших Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Цель этих изменений — защита бизнеса, а не потребителя, не наших с вами желудков и кошельков. На плановые проверки субъектов малого бизнеса и так действует трехлетний мораторий до 31 декабря 2018 года. Теперь уйдёт и страх перед внезапными.

Что нам остаётся делать? Быть очень внимательными при совершении покупок, читать состав продуктов, дату изготовления. Если плохо видите, стоит ходить за покупками с лупой. Обнаружили «просрочку» — сами требуйте, чтобы сняли с продажи. И чеки лучше сохранять, а ещё полезно фотографировать витрины с негодной продукцией.

Впрочем, послабление государственного контроля не значит, что малому бизнесу уже никакие законы не писаны. Есть ещё Уголовный кодекс РФ, а в нём есть статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По этой статье нарушителям грозит широкий спектр наказаний — от штрафа до трёхсот тысяч рублей (сам факт торговли небезопасной продукцией) до лишения свободы на срок до десяти лет (если торговля некачественным товаром или оказание некачественных услуг привело к смерти двух и более человек). Так что, если всерьёз отравитесь некачественной едой, можно подать заявление на магазин или кафе, где вам отпустили негодный продукт, непосредственно в полицию.

А вообще, совесть — лучший контролёр, не так ли?

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей