Стеллажи книг, уходящие вдаль, компьютеры, столы... И на одном из них — старенький чемодан. С такими, знаете, твёрдыми стенками. На откинутой крышке — надпись: «Антиутопический чемодан». Внутри — Стругацкие и Айн Рэнд, Брэдбери и Ефремов, Воннегут и Бёрджесс. Необычной формы выставка в гуманитарном зале Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя пользуется спросом, читатели забирают то одну, то другую книгу (так же обстояло дело ранее и с «медицинским», и с «детективным», и со многими другими чемоданами). Но за тем, чтобы чемодан не пустовал, следит библиотекарь Юлия Корельская — автор самой этой идеи. И, как мы убеждаемся, не только этой.
Библиотекарь Юлия Корельская: как «подорвать» молодёжь и что это значит
Филфак, шахта, библиотека
— Давайте, Юлия, начнём с самого начала. С биографии.
— Родилась я в суровом северном городке Инте, Республика Коми. Не бывали? Очень советую! С точки зрения культуролога — очень интересное место… С детства любила книжки. Без ума от Уэллса, Толкиена, Пратчетта, Лавкрафта… Но произведение, которое просто перевернуло мне картину мира, после которого захотелось творить, — «Канун всех святых» Брэдбери!
А вот на работу в библиотеку попала довольно странным образом. Город наш шахтёрский, вот и я работала на шахте — старшим приёмосдатчиком груза и багажа. Но сравнительно недавно, года три назад, у нас стали появляться игротеки. Списалась с их организаторами: ведь у меня куча настольных игр. Связались, стали разные прикольные вещи устраивать вместе. Девочки были очень креативные. И вдруг предложили: «Иди работать к нам, в библиотеку! Место есть…». Ну, я и написала два заявления: одно с шахты — другое в библиотеку. Так и стала там работать…
— А в Северодвинске как оказались?
— Инту очень люблю, но всё-таки город у нас маленький, и не скажу, чтобы перспективный. Задумалась о смене места. Путешествовать люблю, а человек я северный, и жить хочется на Севере. В Архангельске я училась — в САФУ…
— По специальности?..
— У меня два образования — филологическое и культурологическое. Много друзей и в областном центре, и в Северодвинске. Приехала сюда и сразу, конечно, в библиотеку. И вот уже год работаю здесь.
Город в сером сюртуке. Классный!
— Кое-кто говорит о Северодвинске: мол, чего здесь ждать, дыра дырой… Что вы скажете? Взгляд на город у вас свежий…
— Не дыра. Ни моя Инта, ни Северодвинск.
В Инте, к примеру, в своё время было много политических ссыльных, из числа интеллигенции, они оставили свой весомый след. Архитектура у нас во многом уникальная, каждый кирпичный дом — со своим рисунком.
Северодвинск — более суровый, практичный. Такой дяденька в сером сюртуке, с усами! И это неплохо. В плане культуры Северодвинск вполне продвинутый город. Современный, очень классный! Здесь отличный фестиваль молодёжных инициатив, фестиваль сцены, Молодёжный центр, клубы исторической реконструкции — давно мечтала о них. И вузы есть.— А перспективы у вас в профессиональном плане здесь есть?
— Конечно, здесь больше возможностей. И фонды пополняются хорошо. И, по правде сказать, в Инте отдел культуры контролировал нас жёстко: мероприятие, допустим, по современному зарубежному автору было сложно провести почему-то.
— Да, здесь вы с коллегами развернулись! Очень яркие шоу получаются в библиотеке и, в частности, у вас в зале — и в Ночь искусств, и в Ночь Гарри Поттера, и в Библионочь…
Страшилки и селфи. Полезные
— Но не в ущерб ли это основной работе? — продолжаю я.
— Надо привлекать людей к чтению. Особенно молодёжь. Пенсионеры к нам ходят, школьники, ну, мамы с малышами — посещаемость в целом хорошая. Но всё-таки дети и особенно молодые люди — гости редкие.
Традиционные формы с молодёжью и с детьми сейчас не работают. Надо что-то искать!
Вот работники соседнего зала, естественно-технического, устраивают замечательные мастер-классы. Ребятам нравится, что можно что-то сделать своими руками и унести. И нам надо стремиться к чему-то подобному.
Активно используем арт-чтения — в этом году, например, они были по «Алисе в Стране чудес». Читали вместе эпизоды игры в крикет и в море слёз. Читали вслух, обсуждали. Так радостно, когда ребёнок вдруг говорит: «А можно, я буду ходить на корточках? Я же мышка, а она маленькая…». Надеемся теперь по «Хоббиту» арт-чтения провести.
Или почему бы, скажем, пазлы — портреты писателей не делать?
— Наверное, этот приём опять же для детей…
— Да. Но и для молодёжи тоже. Необычное задание — вот они уже встали, они уже пошевелились… Я в своё время ещё немного преподавала и помню хорошо: если студенты заскучали или устали, если лица с партой поздоровались, то надо их как-то… подорвать!
— И чем молодёжь… подрывается?
— Надо быть, что называется, в тренде. Знать, например, какие сериалы популярны, какие фильмы. И использовать это, чтобы говорить о книгах!
— «Игры престолов»?
— Да, для примера. (В зале как раз устроена выставка книг Джорджа Мартина, ставшая основой сюжета популярного сериала. — С.З.)
Далее, молодёжь любит фотографироваться. Что ж, надо сделать конкурс селфи. Обязательно с книгой. И обязательно эту книгу прочитать! При подведении итогов будет вопрос о книге, и если я увижу, что после вопроса у человека вместо лица синий экран делается, то извини!
Или вот разные страшилки молодёжь любит. Что ж, надо и нам к ним обращаться! Тем более что это же такая литература: тот же Стивен Кинг. А если человек читает Кинга, то ему можно сказать: почитай и Лавкрафта…
— А после Лавкрафта — Эдгара По?
— Конечно!
— И есть уже успехи? Есть интерес у молодёжи вот к тому же чемодану?
— Пожалуй, особенно когда ребята видят яркое пятно. Так было, когда чемодан был с «Секретными материалами». Там были мои рисунки, и вот, представляете, целая компания заспорила: а такой нос у Малдера или нет?
— А там и к книгам потянулись… А кстати, о ваших рисунках, Юлия. Вы тут настоящих талисманов библиотеки нарисовали — необычные такие, гротескные, симпатичные образы. Расскажите о них.
— Это наши персонажи — Родион и Агафья.
— А почему именно Родион с Агафьей?
— А разве не бывает так, что вот посмотрите на человека — и сразу видно, что он Родион?!
— Да как вам сказать…
— Ну в самом же деле: никак иначе его не назовёшь!
— А это кого рисуете?
— А, это Кондрат, он зиме рад. Ещё один наш персонаж… Вообще, идей много. Можно было бы делать комиксы о разных забавных или нелепых приключениях библиотекаря. Назовём его Евлампием, например.
«Понимаю Базарова»
— Что вообще сейчас читают люди — если читают?
— Кто-то — массовую литературу. Какую-нибудь там «Страстную страсть» — честное слово, такие книги есть, авторы даже с названиями не заморачиваются. Дети и подростки — главным образом по программе. Но есть и те, кто читает серьёзное. Правда, тут тоже не без перекосов. Иногда берут книги явно не по возрасту. Четырнадцатилетний взял «Люди и животные» Веркора — так и хочется сказать: ты же не прочитаешь!
— Но ведь и с классикой так бывает, в том числе по программе. Главное, чтобы потом человек к книгам возвращался…
— Возвращаются! Вот мужчина лет под 30 вдруг взял Тургенева — и заявил: «Я теперь Базарова понимаю!».
Не уходи, тут здорово!
— Наверное, такие читатели особенно вам дороги?
— Да. А ещё те, кто и читает, и помогает. Вот ребята-золото из Техникума судостроения и машиностроения — Илья Медведев и Дмитрий Власов. И арт-объекты раскрашивают, и на мероприятиях любую помощь окажут. И сценарии мы с ними пишем: Екатерина Андреевна Воробьёва, я — и они тоже: всегда подскажут, какая идея может быть интересна их ровесникам.
— А обычные посетители акций, которые вы проводите? Или обычные читатели?
— Знаете, обидно бывает, когда отношение чисто потребительское. И неблагодарное. Вот, далеко не ходить: новенькая ещё книга, а уже разорвана — так читатель вернул. Не заклеил, не извинился… Но, с другой стороны, вот проводим мы «Библионочь» или «Ночь Гарри Поттера» — и радостно, когда посетители приходят в костюмах персонажей, когда участвуют в играх, когда слышишь, как по телефону кричат: «Не уходи, тут на втором этаже здорово!».
Вообще, здорово, когда у людей горят глаза. Когда вижу это, готова продолжать всё это делать, лишь бы был отзыв!