Не пророк в своём Отечестве

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/12/Sokurov.foto-Golubtsovoy.jpeg

На прошлой неделе режиссёр А. Сокуров стал героем главных новостей страны. Президент РФ В. Путин на заседании Совета по культуре, искусству и русскому языку предложил кинодеятелю перевести снятый им фильм «Фауст» с немецкого. Тот, дав понять, что картина не нуждается в переводе, попросил освободить украинского коллегу Олега Сенцова, приговорённого к 20 годам строгого режима за «терроризм» — недоказанное намерение взорвать памятник Ленину. Да, таков Александр Николаевич. Он известен не только своими фильмами (в частности, «Фауст» принёс России «Золотого льва» Венеции, а имя Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино), но и своей бескомпромиссной позицией по многим политическим и общественным вопросам. В этом убедились и журналисты, которые смогли задать вопросы народному артисту России на Форуме СМИ Северо-Запада в Петербурге.

Режиссёр Александр Сокуров — о политике, обществе и о том, почему сегодня снимают кино «для ленивых»

Фильм про слесаря?

— Александр Николаевич, чем вы сейчас занимаетесь, какие творческие планы?
— В этом году я имел замечательный театральный опыт — работал в Италии, где поставил серьёзный спектакль по малоизвестной пьесе Иосифа Бродского «Мрамор». Мы переписали пьесу, адаптировав её к сценографии античного итальянского театра.
Спектакль камерный, некоммерческий, в котором задействовано около сотни актёров. В драматическом театре работать несопоставимо сложнее, чем в кино.
На сцене сразу видна фальшь. А в Италии — ласковые, мягкие люди, из которых трудно вытащить сложные драматические интонации. И публика, на мой взгляд, слишком комплиментарна — спектакль был встречен с единодушным принятием. В России такого ожидать практически невозможно, наши люди не всегда понимают глубокие спектакли.
С сожалением для себя отмечаю, что всё-таки уровень культуры, начитанности, приобщения к искусству у европейской молодёжи значительно выше, чем у российской. Может быть, поэтому мой фильм «Франкофония» был неинтересен нашему зрителю. В России документальный фильм, снятый в парижском Лувре (фильм рассказывает о ценности музеев и истории для любого государства. — Н.Т.), в отличие от Европы, не был принят.
Наше общество дезориентировано — в том числе и в отношении собственной истории, которая делала много крутых поворотов. Сегодня многие наши молодые люди не всегда знают, какую страну представлял Гитлер.
Что говорить: у нас до сих пор есть города с населением 30—40 тысяч, где нет кинотеатров. А в кино ходить надо! Это совсем другие впечатления, чем у телевизора. В зале — общие эмоции, которые ты разделяешь (или нет) с сидящим рядом человеком. А потом, такие фильмы, как «Франкофония», наше телевидение показывать не будет.
В Европе мои фильмы идут с успехом, и снимаю их я большей частью не у себя на Родине. Хотя я бы предпочел обратное.
— Почему бы тогда вам не снять фильм про простого слесаря? Как это сделал В. Меньшов в «Москва слезам не верит»?
— Да, я верю, что и слесарь, и токарь может быть хорошим и интересным человеком. Но сегодня мало кто из художественного мира проявляет интерес к хорошему человеку. У нас любят преступника, любят его «анатомировать». Почти нет идеальных сюжетов, где бы говорилось о любви, терпимости.
Миллионы наших соотечественников отвыкли от сопереживания и самостоятельного мышления. Сегодня создаётся кино для ленивых, граждане воспитываются на криминальном ТВ и телевидении примитивных эмоций. Поэтому снять фильм о добром слесаре сейчас — большая проблема. Среди молодых людей, думаю, сложно найти такого героя. Нынешняя общеполитическая ситуация ведёт к деградации молодёжи, её отвлекают от глубинных задач.
Много стало у наших соотечественников гнева, причём он объединяет людей разного вероисповедания.

Делать по совести

— Но выезжаете ли вы в регионы, видите ли, чем живут простые люди?
— Стараюсь. Например, был недавно в Воронежской области, встречался с губернатором. Побывал в студенческих клубах, пообщался с молодёжью и их проектами — и у меня совсем не создалось впечатление, что это провинция. Молодёжь сама создаёт для себя интересные события, не надеясь на власть. Показалось даже, что в Питере молодёжь более провинциальна, чем воронежская. В мегаполисах у людей всё время уходит на достижение жизненного комфорта.
— Здесь, в Петербурге, вы выступаете в защиту от разрушения исторических зданий. Но градозащитники так и не смогли защитить город от самого высокого небоскрёба страны — возводимого сейчас Лахта-центра…
— Такой город, как Санкт Петербург, дан нам в пользование прошлыми поколениями, и мы в ответе за него. Слишком много человеческих жизней загублено при его строительстве. Это город, переживший много мучений.
Признаюсь: я вышел из градостроительного совета в Петербурге и из совета по сохранению исторического наследия при губернаторе, не вижу толку. Новострой может появиться в любом месте города, где до нас было всё гармонично. Но я-то человек приезжий, а каково истинным петербуржцам?
Вообще, я не вижу обратной связи общества и власти. Даже в советское время не было такого пиршества равнодушия к обществу. Выступления в СМИ, как правило, не имеют значения ни для федеральных, ни для местных властей. Я устал от тревожного ожидания, что будет на родине, устал от политического абсурда и неграмотности. Странно, что все самые жестокие законопроекты за последнее время разработаны русскими женщинами.

Многие деятели культуры и кинематографа боятся быть в оппозиционном поле, их можно понять — у них концерты, за ними коллективы. Но большинство заблуждается, что за этим молчанием есть спокойствие. Надо говорить то, что думаешь. Ведь второй жизни не будет. Поэтому надо делать всё по совести.
— Каковы ваши взаимоотношения с родной студией — «Ленфильмом»? (Сокуров на киностудии «Ленфильм» снял свои первые игровые картины. — Н.Т.)
— Наши основные профессиональные усилия должны быть направлены на развитие молодых талантов, на тех, кто придёт за нами. Совместно со студией «Ленфильм» мы создали фонд поддержки дебютов, который занимается производством короткометражек и полнометражных картин. Одна из них — «Софичка» Киры Коваленко. Конечно, кино — большая роскошь для государства, но и в ответ от него можно получить много. В такой большой стране, как наша, должен быть разный, в том числе сатирический и критический, кинематограф.
***
По окончании встречи А. Сокуров раздал автографы журналистам и получил от наших коллег приглашения посетить фестиваль «Берегиня» в Архангельске и провести творческую встречу на Соловках от консультанта ЗАО «Модерн-медиа» Ольги Голубцовой. Режиссёр заинтересовался предложениями.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей