Дела-то житейские…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/12/382_d1087.jpg

Кто из нас не менял квартиру, не оформлял дачу или не задумывался о передаче имущества по наследству? Подобные вопросы возникают в жизни почти у каждого. А как провести эти сделки, соблюдая все нюансы, разобраться сложно. Поэтому на «прямой провод» в редакции нашей газеты, на котором дежурила руководитель Северодвинского отдела Управления Росреестра Елена Фефилова (на снимке), читатели звонили активно.

На вопросы читателей об имущественных правах ответила руководитель Северодвинского отдела Управления Росреестра Елена ФЕФИЛОВА

 

Не свидетельство, а выписка

Сначала мы задали Елене Анатольевне пару вопросов от сотрудников редакции.

***

— Многие сейчас получили квитанции по налогу на имущество, который с этого года учитывает такую составляющую, как кадастровая стоимость объекта недвижимости. Может ли гражданин оспорить эту стоимость?

— Да, в центральном аппарате Управления в Архангельске работает комиссия, которая рассматривает споры, связанные с кадастровой стоимостью. Туда можно подать заявление и приложить все необходимые документы. Но при детальном рассмотрении дела кадастровая стоимость может быть пересмотрена в сторону как уменьшения, так и увеличения. Узнать кадастровую стоимость вашего объекта недвижимости можно на сайте Росреестра www.rosreestr.ru, указав его кадастровый номер. Через этот сайт можно также запросить сведения о правах и даже подать заявление о регистрации права собственности — если у вас есть электронная цифровая подпись. Нужно учитывать, что часть услуг платная.

***

— С этого года отменены бумажные свидетельства о праве собственности. Люди волнуются: что же теперь подтверждает их права на имущество?

— С июля этого года действительно свидетельство о государственной регистрации права собственности не выдаётся. Вместо этого гражданин получает выписку из ЕГРП (Единого государственного реестра прав), удостоверяющую проведённую государственную регистрацию.

В чём разница между свидетельством и выпиской? Первое было напечатано на специальных бланках. Однако в новом документе — выписке — содержится более полная информация. Дополнительно отмечу, что, совершая сегодня какую-либо сделку с недвижимостью, например покупку, не стоит слепо полагаться на информацию, содержащуюся в ранее выданном свидетельстве о госрегистрации права. Ведь оно могло быть выдано несколько лет назад. С тех пор объект уже может быть продан или поменян.

Поэтому при любых сделках мы рекомендуем заказать выписку из ЕГРП, которая будет содержать актуальную на сегодняшний день информацию об объекте недвижимости — принадлежит ли он гражданину в данный момент, не наложен ли на него арест и т.д.

 

Действителен ли старый документ?

— Здравствуйте, звонит Лидия Александровна. У нас квартира была приватизирована в 1997 году. На руках договор о безвозмездной передаче квартиры в собственность. Из Росреестра никаких бумаг нет. При продаже квартиры нужно ли будет получать какой-то дополнительный документ?

— Если сделка зарегистрирована в БТИ (как это было до 1 марта 1999 года), то подтверждать ваше право собственности не нужно. Имеющихся у вас документов будет достаточно, чтобы совершить сделку купли-продажи. Но вы можете и повторно зарегистрировать права на квартиру — это ваше право, но не обязанность. Тогда необходимо будет заплатить госпошлину в размере 2 000 рублей за регистрацию ранее возникшего права. Как правило, с просьбой сделать документ нового образца обращаются люди пожилого возраста, которые для пущей уверенности хотят получить правоподтверждающий документ, чтобы потом оформить наследство, например. Они хотят быть уверенными, что их квартира, как они говорят, никуда не денется. Но волноваться не стоит: даже при отсутствии госрегистрации по новым правилам имущество принадлежит вам и вы вправе им распорядиться на законных основаниях.

 

Дачный вопрос

— Я Сергей Анатольевич, хочу уточнить. Нам предлагают дачу в СНТ «Медик». Но у тех, кто продаёт, никаких документов на дачу нет. Какие бумаги требуются, чтобы дача стала моей?

— Если вы уверены, что их участок не оформлен в собственность, тогда вопрос решается на уровне председателя. Неприватизированные земельные участки предоставляются в пользование правлением СНТ. При этом в соответствии с законодательством право продажи объекта принадлежит только его собственнику.

Проверить наличие права собственности у продавца земельного участка можно совокупностью двух документов: выпиской из ЕГРП и кадастровым паспортом земельного участка.

Эти документы можно заказать через отделения МФЦ (многофункционального центра). Если выяснится, что участок находится в собственности, необходимо будет заключить договор купли-продажи.

— А если гражданин собирается оформить и землю, и дачный домик?

— Это ваше право. Оформив право собственности на земельный участок, можно получить право собственности и на дом, и на баню, и даже на хозяйственные постройки в СНТ.

Для этого необходимо самостоятельно заполнить декларацию об объекте, расположенном на принадлежащем вам земельном участке, оплатить госпошлину в размере 350 рублей и обратиться с указанными документами в любой из офисов МФЦ.

Однако нужно учитывать: если вы соберётесь потом продавать земельный участок, то необходимо будет оформить продажу каждого объекта.

 

Алло, гараж!

— Вопрос от Татьяны Палкиной поступил по электронной почте. Какой порядок государственной регистрации недвижимости (квартира в жилом доме) по ст. 234 ГК РФ, п. 1 (приобретательная давность). Куда следует обращаться, с какими документами? Если необходимо обращаться в суд, какие юристы могут быть рекомендованы, чтобы не оказаться обманутым?

— Вам необходимо обратиться в суд с исковым заявлением. С решением суда (две копии), признающим право в силу приобретательной давности, нужно обратиться в офисы МФЦ, где вы напишете заявление на регистрацию права. Не забудьте оплатить госпошлину. Далее все документы для оформления из МФЦ поступят к нам.

Хочу отметить, что сейчас наш офис на ул. Полярной, 20 не осуществляет приём заявителей. Обслуживание населения передано в офисы МФЦ, но мы выполняем все действия, связанные с проведением государственной регистрации прав (проверку, оформление документов).

А юристов порекомендовать я вам не имею права. Поинтересуйтесь у друзей и знакомых, которым реально помогли юридические компании.

***

— Я Игорь Анатольевич. В 1997 году купил здания гаражей на Беломорском проспекте. В 2005 году решил один гаражный бокс продать. В БТИ, чтобы оформить продажу части здания, сделали новый технический паспорт. По техпаспорту это здания гаражей. А в свидетельстве о госрегистрации права они названы уже нежилыми помещениями. Можно ли этот статус поменять? Иначе я лишаюсь права пользоваться льготами.

— Вам нужно посмотреть наименование объекта в кадастровом паспорте. Я вас приглашаю с 14 до 17 часов по четвергам на приём по личным вопросам в  наш офис на ул. Полярной, 20. Приносите документы, и мы попытаемся вам помочь. Можно предварительно позвонить по тел. 566-577. Кстати, по четвергам в указанное время на приём могут подойти в порядке живой очереди все желающие.

 

Когда идти к нотариусу?

— Есть ли какие-то особенности приобретения квартир в новостройках? — поинтересовалась северодвинка Ирина Пегова.

— Они приобретаются по договорам участия в долевом строительстве. Для оформления первого договора требуется больше документов, чем при покупке жилья на вторичном рынке. Во-первых, это проектная декларация, подробный план создаваемого объекта, разрешение на строительство. При заключении последующих договоров процедура легче. Во-вторых, законом предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение обязательств по передаче квартиры участнику строительства. Либо поручительство банка. Документ, подтверждающий выполнение этих условий, также прилагается к заявлению. Но, как правило, застройщик или риэлторская компания помогают оформить документы.

 

***

— Вопрос от Ирины Никифоровой: в каких случаях требуется удостоверять договор у нотариуса, а в каких — нет?

— С 2016 года договор отчуждения доли подлежит нотариальному удостоверению. При этом речь идёт о любой сделке по отчуждению доли (мена, купля-продажа, дарение и т.д.).

Если, например, два или более собственников продают квартиру, они должны обратиться к нотариусу, чтобы оформить продажу. Раньше этого делать было не нужно. Также если отчуждается имущество несовершеннолетнего гражданина, гражданина, который признан ограниченно дееспособным, или находящегося под опекой. Соглашение об определении долей в общем имуществе супругов  тоже подлежит нотариальному удостоверению. Договор в нотариальной форме не требуется, когда, например, вы как единственный собственник решили совершить сделку — подарить квартиру или продать             гараж. В таком случае вы  можете самостоятельно составить договор и сдать документы в МФЦ. Повторюсь: к нотариусу нужно идти, если имущество разделено по долям.

 

***

— Ответьте Марии Константиновне. У нас домик в деревне в одном из районов Архангельской области. Мы пенсионеры и давно уже туда не ездим. Но приходится платить налог на имущество. Можем ли мы отказаться от права собственности?

— Да, можете. Обратитесь в один из офисов МФЦ (многофункционального центра) в нашем городе, там вам подскажут, какие документы надо принести. Вам не нужно будет даже выезжать в деревню, сейчас налажено взаимодействие с отделами Управления Росреестра в районах Архангельской области. Ваше право собственности по вашему желанию будет прекращено.

Подготовила Наталья ТРОФИМОВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей