«Не обманешь — не продашь» — гласит старинная поговорка. Увы, и в наше цивилизованное время торговля не обходится без обмана, только сейчас это называется другими словами. Маркетинговый ход, например.
ФОКУСЫ МАРКЕТИНГА
Кассир с навыками супергероя
Возьмём всевозможные скидки и акции. Потребитель хватает товар, без которого вполне мог бы обойтись, и думает, что сэкономил. Цена, однако, может быть снижена относительно условно: сначала завысили вдвое, потом объявили скидку 25%.
Бывает ещё интереснее. В одном из продуктовых магазинов беру товар из ряда корзин с яркими табличками «Суперакция!» и соответствующими ценниками, обещающими большие скидки на каждый вид представленного товара. На кассе же обращаю внимание, что цену мне пробивают не сниженную, а ту, что зачёркнута. Говорю кассиру о несоответствии, она в ответ кивает в сторону другой витрины, где на аналогичный товар указана цена без скидки. Но когда я сказала, что взяла товар из акционной корзины, и только заикнулась о правах потребителя, кассир вдруг закричала: «Люся, нажми кнопку!» — и, с ловкостью супергероя выскочив из кассы, бросилась сдирать ценники: дескать, акция закончилась вчера, просто не успели ещё убрать. По отработанным до автоматизма движениям было видно, что проделывает она этот трюк не впервые…
В нарушение закона
Закон РФ «О защите прав потребителей» в пункте 1 статьи 10 гласит, что продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор.
Пункт 2 статьи 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара. Ещё один документ, который грубо нарушается таким магазином, — «Правила продажи отдельных видов товаров», утверждённые Постановлением правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года.
Третий документ, который исключает подмену цены, — это Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в частности статья 14.7. Согласно ей, предоставление недостоверной информации о цене товара — прямой обман потребителей.
Чаще всего мы, набирая товар в корзину, даже не помним, какие скидки и на что были обещаны, послушно отдаём озвученную продавцом сумму, а чеки выбрасываем. А ведь мы вправе требовать возврата излишне уплаченных денег. Но кому охота связываться из-за небольшой, в общем-то, разницы? Вас же ещё выставят виноватым перед очередью…
А магазин, взимая с каждого по чуть-чуть, имеет неплохую выручку и игнорирует указанные выше статьи.
Как с этим бороться?
Если не хотите переплачивать, возьмите на вооружение следующую тактику:
•сразу фотографируйте ценники и сверяйте их с чеками;
•требуйте возврата разницы, ссылаясь на статью 12 Закона «О защите прав потребителей», или отказывайтесь от покупки;
•если продавец не хочет возвращать уплаченные деньги, требуйте жалобную книгу, в ней подробно изложите ситуацию, что вам был пробит товар по неправильному ценнику;
•если книгу жалоб не дают — обращайтесь с письменным заявлением в Роспотребнадзор, приложив к нему фотографии ценников и чека.
По вашей жалобе будет проведена проверка магазина. Подобный обман потребителей по статье 14.7 КоАП влечёт наложение административного штрафа:
•на граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
•на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
•на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
А если Роспотребнадзор попутно обнаружит и другие нарушения, администрации магазина придётся платить и более серьёзные штрафы.
Напоминаем, что Северо-двинский территориальный отдел Роспотребнадзора находится по адресу: 164523, Северодвинск, пр. Морской, 67.
Телефон (8-8184) 58-82-33.
E-mail: severodvinsk@29.rospotrebnadzor.ru.
Форма для обращения на сайте: 29.rospotrebnadzor.ru.
Собственно, одних ваших слов о намерении написать жалобу в Роспотребнадзор может быть достаточно для того, чтобы вам вернули деньги.