«Мы и не так вас затопим!»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/1201_d1086.jpg

Пожалуй, чаще всего систему капремонта жилья в России критикуют за то, что работ на родном доме не дождёшься: большая часть адресов числится в списке на тридцатые и чуть ли не сороковые годы текущего века. Но оказывается, что не рады и жители многих домов, где ремонт уже проводится.

Кто-то ещё ждёт капитального ремонта. А кто-то уже компенсации вреда

Один на один с главой фонда

Встреча группы жителей дома 11 на ул. Серго Орджоникидзе с представителями управляющей компании и Фонда капитального ремонта Архангельской области не совсем типична, считает руководитель фонда Александр Бараев. Но как сказать! Может быть, именно острота ситуации, пусть и не вполне обычной, показывает сложность проблемы?

В 16 квартирах были заявлены претензии к качеству ремонта, особенно жалобы на протечки в помещениях. С собственниками десяти из них подрядчику удалось договориться до официальной встречи. Зато оставшимся есть о чём рассказать. Особенно впечатляет рассказ одной семьи. У них после такого ремонта так затопило комнаты, что гипсокартонная стена размокла и ковры поплыли. А в ответ на замечания их, собственников, буквально терроризировал некий молодой человек от имени подрядчика. Обещал-де «насверлить дырочек» и «не так ещё затопить» квартиры, да ещё и намекал на то, что в квартире ребёнок живёт, — не случилось бы с ним чего… Оценка ущерба проведена, иск в суд готов. На досудебный компромисс согласны, но — все контакты теперь только через адвоката!

Что интересно, представитель самой ремонтной компании особого удивления от информации о, мягко говоря, странном поведении сотрудника не высказывает. Впрочем, настроен по-деловому, выражает готовность идти навстречу, возмещать ущерб. Вот только какой? Скажем, в одной из квартир после протечки установили натяжной потолок. А с какой стати его оплачивать подрядчику?

— Чужих денег мне не надо, но и свои терять не хочу, — возмущается в ответ хозяйка. — Мне этот натяжной даром не нужен был, его просто дешевле сделать, чем всё после протечек заровнять. А грибок, который появился?! И это мы ещё обои испорченные не посчитали!

— Грибок с одной протечки не появится, — возражает подрядчик.

— А у нас балкон битумом заляпали! Красивый был балкон, недавно застеклённый!

— А мы с битумом вообще не работали!

— А кто работал?!

Начинается выяснение, чей работник чьё ведро опрокинул и кто этого работника на крышу пустил. Масла в огонь добавляет и напоминание о том, что, строго говоря, застекление балкона без разрешения администрации города вообще незаконно. Выясняется, что жильцы об этом не знают. Да и знать не хотят и возмущаются равнодушием управляющей компании. Со своей стороны, УК тоже имеет претензии не только к жильцам, но и к подрядчику и Фонду капремонта: ущерб при горе-ремонте нанесён не только имуществу в квартирах, но и общему имуществу — от подъезда до газона.

 

Никто не брошен

Повторим, Александр Бараев считает ситуацию не вполне типичной. Правда, признаёт: проблем с качеством и сроками ремонта немало.

Но что делать? Подрядчики в этом году отбирались строго по результатам стандартных конкурсных процедур. И, кстати, процедуры совершенствуются, а уровень готовности фирм повышается год от года, уверен Александр Викторович: в этом году принято постановление правительства РФ № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту…». В любом случае, повлиять на выбор фонд не может. Может контролировать деятельность исполнителей, проводить претензионную работу в случае нарушений — и делает это. Претензий к подрядчикам, работавшим в этом году в Северодвинске и сорвавшим сроки, выдвинуто на 3,5 млн рублей.

Но это не самоцель, заверяет Александр Бараев. Главное и для фонда, и для собственников — выполнить работы. В ряде критических ситуаций в прошлом году именно фонд привлекал новых подрядчиков, организовывал их работу. В этом году брошенных на произвол судьбы домов нет.

С другой стороны, задержки работ далеко не всегда вызваны нерадивостью исполнителя. Фонд склонен занимать сторону подрядчика в спорах с северодвинскими управляющими компаниями, которые предъявляют необоснованно высокие, по оценке Александра Бараева, требования — прежде всего к документации. Скажем, календарный график работ необходим при строительстве, а не при ремонте! А в итоге споров подрядчик порой месяц или два не может приступить к работам… Да и собственники, по мнению руководителя фонда, занимают до сих пор иждивенческую позицию.

Но в целом г-н Бараев оценивает ход событий положительно:

— Пока — сложно. Но законодательство совершенствуется, рынок начинает регулировать процессы, и мы к этому подстраиваемся!

И даже на собираемости взносов в фонд такие прецеденты, по мнению Александра Викторовича, не сказываются. Напротив, аккуратных плательщиков становится больше.

 

«Пока не изменится закон…»

Представители мэрии неоднократно заявляли, что сейчас местное самоуправление законодательно исключено из процесса: не имеет полномочий контролировать выполнение работ. (Александр Бараев с этим не согласен: по его мнению, взять инициативу на себя муниципалитеты по-прежнему могут. Но не хотят…).

За четыре месяца в этом сезоне в мэрии проведено шесть специальных совещаний с участием фонда, подрядчиков, управляющих компаний, жилищной инспекции — как по общим вопросам капремонта, так и по конкретным проблемам отдельных домов. «Комитет ЖКХ, ТиС и управляющие организации работают в постоянном режиме с региональным оператором по повышению качества выполняемых работ, — отмечают в мэрии. — В единичных случаях приёмка выполненных работ с подписанием акта приёмки осуществляется с первого раза. Как правило, подписание акта… проходит на вторую-третью приёмку после устранения всех выявленных замечаний». Однако в неофициальной беседе можно услышать и такое: «Можно сколько угодно направлять что угодно и куда угодно, собирать какие угодно совещания — ничего принципиально не изменится! Пока не изменится закон… А пока бракоделы на объектах ржут над нами, да и только!»

 

Око государево или суд времени?

Может быть, что-то изменят правоохранительные органы? Недавно на открытом форуме прокуратуры Архангельской области, посвящённом проблемам ЖКХ, на вопрос «Северного рабочего» о возможном вмешательстве «ока государева» в ситуацию, когда подрядчик срывает сроки работ, заместитель прокурора области Сергей Акулич ответил в том духе, что здесь налицо взаимоотношения сторон договора, речь в большинстве случаев может идти лишь о штрафах, предусмотренных контрактом (см. «СР», 22 сентября). С другой стороны, по неподтверждённой информации, в прокуратуру обращались страдающие от нескончаемого ремонта жители по крайней мере одного дома — № 17 на ул. Железнодорожной. А заместитель прокурора Северодвинска Антон Филимонов сообщил, что проверки по жалобам жильцов сотрудники прокуратуры проводят регулярно — и в отношении Фонда капремонта, и в отношении подрядчиков, по ряду адресов вынесены соответствующие представления. Кроме того, по словам Антона Владимировича, вскоре пройдёт заседание специальной рабочей группы, где представители прокуратуры, Фонда капремонта и других заинтересованных сторон подробно обсудят наболевшие вопросы…

Исправит ли ситуацию вмешательство властей либо правоохранителей, или судебная практика, или совершенствование нормативной базы, или просто рыночные механизмы? Как ни банален ответ, но только время покажет. А пока этого не произошло, кому-то остаётся ждать начала ремонта в своём доме, а кому-то с таким же нетерпением — его окончания.

 

КСТАТИ

По данным портала www.reformagkh.ru, на 14 северодвинских домах работы по капремонту в этом году выполнены с отставанием более чем на три месяца.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей