Получать высокие награды для предприятия стало уже доброй традицией — коллектив ПКБ Севмаша не раз отмечали Ломоносовскими премиями городского и областного уровней. Но в этот раз победа особенно ценна.
Уникальная разработка молодых специалистов Севмаша отмечена областной премией имени Ломоносова
Школа профессора Альпина
— Областная Ломоносовская премия для учёных выделяется из бюджета региона, а для молодых учёных — из бюджета города Архангельска. Поэтому северодвинцам попасть в число победителей было непросто, — считает заместитель главного конструктора Севмаша Владимир Шиловский.
Но именно это и произошло. Исследование автономных высокоскоростных подшипников, представленное инженерами-конструкторами ПКБ Антоном Хабаровым и Михаилом Шиловским, покорило жюри. Оно отмечено премией в 50 тысяч рублей.
— Разработки северодвинцев уже используются в российском судостроении. Это даёт колоссальный экономический эффект для нашей страны, — подчеркнула генеральный директор межрегионального Ломоносовского фонда Галина Добрунова.
Всего в конкурсном отборе участвовали 19 работ, авторами которых являются 38 человек. Отметим, что Севмаш более 50 лет успешно занимается проектированием и изготовлением подшипников для судостроительной отрасли России и зарубежья.
— Все мы являемся учениками профессора Александра Яковлевича Альпина, — рассказывает Владимир Николаевич. — Работа ребят, направленная на усовершенствование опорно-упорных подшипников двойного назначения, — продолжение его начинаний.
Работает как по маслу
Сегодня наставничество молодых инженеров — пример преемственности поколений на предприятии.
Ребятами открыто несколько масляных слоёв, которые образуются в подшипнике и позволяют ему работать на высоких скоростях. Подшипников на таких оборотах окружной скорости — 30 м/c — ещё не создавал никто.
Изобретение запатентовано, а его применение на практике поможет значительно сэкономить энергию и ресурсы.
— Оно позволяет отказаться от громоздкой и дорогостоящей системы циркуляционной смазки. Нужно просто залить масло в подшипник, и он будет работать как японский двигатель-миллионник, — продолжает Владимир Николаевич.
Самим героям нет и 30. Михаил Шиловский работал и на производстве — в 55-м цехе, участвовал в строительстве головного «Борея». Антон Хабаров в конструкторском бюро с 2010 года. Доктор технических наук Александр Альпин был научным руководителем его проекта по исследованию высокоскоростных автономных подшипников. Сейчас Антон учится в аспирантуре, и тема его диссертации перекликается с исследованиями в ПКБ.
Стимул тянуться
Изыскания проводились около пяти лет. Уникальна работа не только с научной, но и с технологической стороны: опытный образец подшипника, например, создавали в 47-м цехе Севмаша под наблюдением конструкторов. Был также разработан уникальный стенд, проведены испытания: теоретические результаты совпали с практикой.
Проект продолжается: необходимо серийное внедрение изобретения в производство. Высокоскоростные подшипники могут использоваться не только на судах, но и на нефтяных платформах. Есть и перспективы выхода на зарубежный рынок.
На Севмаше сейчас немало молодёжи, и успех специалистов ПКБ для многих настоящий стимул. Ведь новички быстро втягиваются в работу и начинают предлагать что-то своё. Не зря ПКБ считают интеллектуальной кузницей завода. В работе сейчас более двух десятков проектов. Все уникальны, учитывая специфику работы предприятия. Большой акцент делается на IT-технологии, внедрение в практику 3D-моделирования.
Хочется надеяться, что занимающиеся этим сотрудники ещё не раз будут отмечены высокими наградами. Награждение лауреатов премии состоится сегодня в 17 часов в областном театре драмы в рамках Ломоносовских чтений.
•В ПКБ Севмаша созданы хорошие условия для развития потенциала молодёжи. Руководство ведёт большую профориентационную работу, ежегодно несколько молодых специалистов направляются на обучение в аспирантуру опорных вузов страны.