Научный ответ на дачный вопрос

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/35_d1087.jpg

Весьма полезными на дачном участке могут оказаться не только грабли и вёдра, но и справочник по математике. В частности, раздел, где говорится о точке Ферма. Каким образом? Открыл 11-классник школы № 24 Александр Берсенев, сделавший абстрактное математическое понятие вполне конкретным и понятным.

Нескучная математика принесла ученику школы № 24 победу во всероссийском конкурсе

Для иллюстрации выбрал насущную тему — бурение скважины на даче.
— Сегодня они много у кого есть, возможно, я и сам захочу в будущем иметь дом, — объясняет он перспективность своей работы.
Эксперименты ставил на примере приусадебного участка своей наставницы, учительницы математики Валентины Паршевой в СНТ «Ваймуга». С питьевой водой там большая проблема.
— На участке три объекта, где нужен доступ воды — дом, баня и теплица, — рассказывает Саша. — Предстояло выбрать оптимальное место бурения скважины, чтобы сэкономить на прокладке труб.
Решить эту математическую задачку помогла так называемая точка Ферма — точка плоскости, сумма расстояний от которой до вершин треугольника является минимальной. Школьник проводил анкетирование дачников, изучал строительные организации, проводящие такие работы, выбирал, какие трубы использовать. На подготовку работы ушёл год.
Научный подход и практические советы оценили не только в родной школе. Юноша стал победителем XIII Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке». Держать удар в секции «Экономика и менеджмент» ему пришлось наравне со студентами — участниками до 25 лет. Жюри оценило саму задумку и умение выступать на публике.
— За годы участия в различных исследовательских конкурсах темы многих работ уже приелись, — рассказывает учитель математики школы № 24 Валентина Паршева. — В математике, например, ребята часто пишут про «золотое сечение» и треугольник Паскаля, в экономике — про то, как взять кредит. Найти изюминку, посмотреть на проблему с другой стороны и выбрать по-настоящему интересную тему становится всё сложнее.
С 2001 года, когда в школе № 24 только начали заниматься исследованиями в математике, учениками Валентины Васильевны разработано уже более 90 тем. Но идеи для интересных работ не иссякают. Школа — постоянный участник международного конкурса «Математика и проектирование», её ученики там всегда успешно выступает.
Вот и Саша лидировал на этом конкурсе ещё в девятом классе. Тогда он исследовал замечательные точки и линии в треугольниках. Работа вдохновила копать дальше — узнать, как эти абстрактные математические величины могут помочь в жизни. Так и родилась работа «Дачный вопрос: решение проблемы водоснабжения на участках дачников СНТ «Ваймуга» в Архангельской области». До всероссийского конкурса её отметили на научных конференциях школьников в Северодвинске и Архангельске.
Несмотря на большие перспективы, исследовательской деятельностью в области математики и экономики сегодня занимаются немногие школы. И делается это в основном на энтузиазме учителя вне уроков. Меж тем именно такая работа может добавить творчества в процесс изучения предметов.
— Перспективы проектной и исследовательской работы в школе очень велики, — считает Валентина Васильевна. — Здесь идёт сотрудничество ученика и группы с учителем. И если мы элементы такого поиска будем вводить на уроках, мотивация у ребят сразу возрастёт, — уверена Валентина Паршева.

НАШИХ ОТМЕТИЛИ
Очный тур конкурса собрал в Подмосковье более 300 участников со всей страны. От Северодвинска в нём также участвовали ученица лицея № 17 Анна Маклакова (1-е место, секция «Математика») и воспитанник ДЮЦа Константин Маклаков (2-е место, «География»).

•Математика — это живая наука, которая имеет практическое применение. Я более 50 лет в профессии и до сих пор открываю для себя новое, интересное благодаря таким исследованиям.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей