Даёшь новый «Закон о печати»!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/1141_d1086.jpg

В этом году традиционный Форум Ассоциации СМИ Северо-Запада проходил в Государственной академической капелле в Санкт-Петербурге. На форум в здание на набережной реки Мойки, 20 съехались журналисты ТВ, радио, газет и интернет-изданий, а также представители пресс-служб из 11 регионов Северо-Запада.

Такое обращение принял в Санкт-Петербурге XIV Форум СМИ Северо-Запада

В руках у М. Васильевой — диплом «Сезама» за подписью М. Пиотровского.

В руках у М. Васильевой — диплом «Сезама» за подписью М. Пиотровского.

Подарок от маленькой кружевницы из Вологды. Слева направо: губернатор Вологодчины О.  Кувшинников, полпред президента в СЗФО Н. Цуканов, его зам Л. Совершаева и председатель АСМИ А. Потехин.

Подарок от маленькой кружевницы из Вологды. Слева направо: губернатор Вологодчины О. Кувшинников, полпред президента в СЗФО Н. Цуканов, его зам Л. Совершаева и председатель АСМИ А. Потехин.

Фото автора, Ольги Голубцовой и с сайта www.szfo.gov.ru

Фото автора, Ольги Голубцовой и с сайта www.szfo.gov.ru

В фаворитах — Вологодчина

При входе гостей встречали макеты нарядных елей и надпись: «С новым журналистским годом!». Ведь форум и подведение итогов творческого конкурса «Сезам» многие считают своеобразной точкой отсчёта.  Удивительно, но именно в этот момент в Петербурге пошёл первый снег. А появление настоящего Деда Мороза, который пожаловал прямо из Великого Устюга, добавило ощущения волшебства.

Дело в том, что в этом году свой инвестиционный, культурный и туристический потенциал на форуме представляла Вологодская область, а губернатор региона Олег Кувшинников присутствовал на встречах с пишущей и снимающей братией два дня. Соседний с нами регион достойно показал свои преимущества, взяв  девизом слоган «Душа Русского Севера».

Организаторы презентации сделали всё, чтобы присутствующие запомнили и без того известные бренды Вологодчины — молочные продукты и знаменитое сливочное масло, мёд и даже… чёрную икру. Да-да, Вологодская область прозвучала здесь как лидер в России по объёмам производства легальной чёрной икры! Крекером с маслом и икрой щедро потчевали гостей, которые здесь же могли посмотреть на работу кружевницы, а также сфотографироваться с Дедом Морозом.

Архангельская область тоже прозвучала на форуме несколько раз. Во-первых, на выставке «Медиа-атлас Северо-Запада. Молодая смена» представители агентства по печати и СМИ правительства региона рассказали о наших молодёжных проектах: школьной газете «Шаги» и информационно-культурном портале «Брусника». Присутствующие могли взять на память спецвыпуск газеты «Архангельск», посвящённый Соловкам, и карту, рассказывающую о достопримечательностях нашего края.

Второй раз про нас можно было услышать на встрече с полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе Николаем Цукановым. Бывший губернатор Калининградской области отметил, что успел побывать во всех регионах СЗФО, кроме Архангельской области. Но тут же заверил наших журналистов, что обязательно посетит регион в ближайшее время. Один из вопросов — какие субъекты округа считаются лидерами в отношении выполнения майских указов президента, а какие — аутсайдерами. Полпред деликатно ушёл от перечислений областей, отметив, однако: «Архангельская область среди субъектов СЗФО — это не худший регион. Есть позиции, где она занимает первое или второе место, есть — где пятое-шестое. Потенциал у области большой».

Мне представилась возможность задать Николаю Цуканову вопрос, поддерживает ли он инициативу, которую выдвинул губернатор Игорь Орлов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, о компенсации северных льгот предприятиям бизнеса. Ведь, по сути, компании предоставляют за свой счёт гарантии, которые провозгласило государство. Николай Николаевич отметил, что эту тему должны «пробивать» губернаторы северных областей, и он за то, чтобы людям здесь предоставлялись преимущества, которые бы их удерживали на приарктических территориях.

 

Спасти ли тиражи?

Бурной была дискуссия «Как формируется информационная политика на местах?». Спикерами на ней были директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин, член комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин, декан факультета журналистики СПбГУ Людмила Громова, главред «Парламентской газеты» Александр Коренников и другие (на фото вверху).

Газетчики были, пожалуй,  менее оптимистичны, чем другие представители СМИ. Тиражи изданий падают во всех регионах — россияне читают всё меньше бумажной прессы, узнавая новости из интернета или ТВ-сюжетов.

Прозвучала мысль, что с развитием интернета вообще нивелируется значимость профессии журналиста. Сегодня предпочтение отдаётся срочности (кто быстрее сообщит) и яркой картинке. Практически любой может стать репортёром — с помощью блога, личной страницы или группы в соцсети можно делать свои новости! Однако все сошлись во мнении, что, когда речь идёт о важных проблемах, необходим объёмный журналистский взгляд. Аналитика, цифры, комментарии экспертов — это дело профессиональных репортёров.

Но и газеты должны меняться, соответствуя духу времени: использовать инфографику, говорящие снимки, выделять важные моменты и цитаты. Некоторые издания на потребу публике увеличили объём развлекательного чтива: кроссвордов, конкурсов, рассказов звёзд. В этом смысле сложнее всего общественно-политическим газетам, которые должны держать марку — предоставлять умное чтиво на разные темы, в том числе освещающие работу органов власти, печатать материалы, которые меняют жизнь к лучшему. Эти принципы до сих пор остаются преимуществами газет перед другими видами СМИ. Людмила Громова высказала такую мысль: «Сегодня не числом подписчиков прежде всего  сильна газета, а нравственным влиянием на общество».

 

Бумага — стратегическое сырьё

Сегодня финансирование региональных СМИ превысило региональный рекламный рынок (на ТВ, радио и в прессе). Но здесь важно, чтобы, заказывая материалы о своей деятельности, власть оставляла журналистам право на критику. Однако сегодня это вещи чуть ли не взаимоисключающие. По данным фонда «Медиастандарт», критиковать губернатора позволяют официальные издания лишь в шести субъектах РФ.

И сегодня нужно не просто заказывать площадь или эфирное время под сюжеты о работе чиновников и ведомств. Гораздо важнее другие виды поддержки —  предоставление налоговых послаблений, снижение аренды, развитие сети киосков, а также введение моратория на повышение цен на бумагу, которую сегодня журналисты называют стратегически важным сырьём. Из-за того, что бумага дорожает несколько раз за год, затраты на издательское дело многократно возрастают.

В итоге форум, на котором присутствовали более 150 журналистов из СЗФО, принял обращение к правительству РФ и Федеральному собранию с предложением разработки нового закона «О государственной поддержке СМИ». В обращении сказано, что нынешний «Закон о печати» также нуждается в корректировке, в избавлении от устаревших юридических конструкций. Нужны единые правила игры между органами власти и СМИ, в том числе для финансовых взаимоотношений.

 

Просто праздник!

Завершился первый день форума торжественной церемонией награждения победителей журналистского конкурса «Сезам». Главный приз завоевало ИА «Росбалт» за интернет-проект «Все включены!», посвящённый проблемам детей-инвалидов.

К сожалению, в этом году журналисты Архангельской области не взяли ни одного главного приза из 12 конкурсных номинаций. Тем более отрадно, что обозреватель «Северного рабочего» Марина Васильева вошла в тройку призёров в номинации «Освещение темы развития культуры» за публикацию «В старую Ладогу, к северодвинским поэтам». Марина Александровна получила диплом за подписями председателя общественного жюри Михаила Пиотровского и профессионального жюри Павла Гусева.

Кстати, за лучший материал о социальной политике отмечены авторы программы «Районы. Кварталы», в числе которых северодвинец Виталий Лукашов («ТКТ-ТВ» в Санкт-Петербурге).

Больше всего призов взяли журналисты Вологодской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга. А нам, представителям самого крупного региона на Северо-Западе, не помешало бы громче заявлять о себе, ведь интересных брендов, самобытных традиций и важных проектов в Поморье не меньше, чем у наших соседей. Нужно только научиться их эффектно представлять.

 

В ЦИФРАХ

• По данным фонда «Медиастандарт», 51% россиян не доверяют СМИ, и лишь 48% выразили доверие. В Архангельской области более 66% опрошенных сказали, что в целом доверяют региональным и местным СМИ, — чуть выше среднего по стране.

• Средняя оплата труда журналистов нашей области составляет 0,66 % от средней зарплаты в регионе и 1,05 % от средней оплаты труда журналистов в РФ.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей