С Арктикой в сердце

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/1193_d1086.jpg

Какое романтичное название у музея имени Александра Алексеевича Борисова в Архангельске — музей художественного освоения Арктики. И какое точное: он первым из живописцев перенёс на полотна красоты северного края; первым собрал многомесячную творческую экспедицию на остров Новая Земля; дальше и дольше него в Арктике не бывал ни один художник.

14 ноября — 150 лет со дня рождения северного художника Александра Борисова

«Полночь во льдах» повторяет сюжет одной из самых известных картин художника «Страна смерти». Хранится в доме-музее А.А. Борисова.

«Полночь во льдах» повторяет сюжет одной из самых известных картин художника «Страна смерти». Хранится в доме-музее А.А. Борисова.

Дом, построенный по проекту художника. Здесь он жил, вернувшись на малую родину, здесь написал часть своих картин. Фото автора

Дом, построенный по проекту художника. Здесь он жил, вернувшись на малую родину, здесь написал часть своих картин.
Фото автора

От иконописи к пейзажу

Он обратил свой взгляд на Север и увидел его беспощадную красоту и вдохновляющую хрупкость. «В этой природе главная красота рефлексов — в тех необыкновенно нежных переливах тонов, которые только и можно сравнить с драгоценными камнями», — замечал художник. Ученик Шишкина и Куинджи, он писал, что путешествовать по тундре без палитры было бы невыносимо.

А начиналось всё с Соловков, куда его отправила мать в благодарность за чудесное исцеление сына: в детстве Александр получил травму и не мог ходить. В крестьянской семье, где росли пятеро детей и велось большое хозяйство, это стало трагедией. Скорбящие о сыне родители лечили его всеми возможными народными средствами, среди которых была и молитва. Мать дала обет с выздоровлением мальчика отправить его в Соловецкий монастырь и сдержала слово, когда Александр вновь пошёл своими ногами.

Там-то, в монашеских кельях и иконописной мастерской, и начал рисовать Борисов. Вернувшись домой с мечтой о Севере и художественном будущем, он не нашёл понимания у отца. И сделал отчаянный шаг, уехав на Соловки снова и уже не вернувшись более в отчий дом в деревне Глубокий Ручей близ Красноборска.

Его путь ученичества начался в Санкт-Петербурге в 1886 году, куда он переехал по приглашению собирателя живописи генерала Андрея Боголюбова, и все годы сопровождался крайней бедностью и великим усердием. В Академии художеств Александр Борисов достиг высоких успехов, но у молодого живописца не было своей темы. Талантливому художнику и прилежному ученику  посчастливилось принять участие в северной морской экспедиции министра финансов Сергея Витте (1892 г.). В обязанности Борисова входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Так художник осуществил мечту побывать в Ледовитом океане, и, вероятно, на борту парохода «Ломоносов» и родилась идея всей его жизни о высокоширотной художественной экспедиции.

 

Северный полюс творчества

С той первой поездки с Витте ещё три путешествия совершил Борисов по берегам Карского и Баренцева морей, по Кольскому полуострову и Новой Земле. «Главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те не-обычайные красоты загадочного полярного мира», — писал позднее художник.

Из первой своей экспедиции он привёз в Петербург «два пуда этюдов» (150 работ). С ними осенью 1897 года участвовал в ученической выставке, после которой Павел Третьяков купил у него 56 «полярных» картин, заплатив никому не известному художнику восемь тысяч рублей (более восьми миллионов рублей сегодня) и предоставив право выставляться в отдельном зале своей галереи. Некоторые осудили такой поступок мецената, но он сказал, что, если у молодого человека есть ум, то он правильно распорядится деньгами. И Александр Борисов распорядился: он совершил ещё одну экспедицию, готовясь к длительной поездке в Арктику — по Малоземельской тундре, где освоил быт самоедов.

Всё своё свободное время он писал. «Самая низкая температура, при которой я когда-либо писал, так это на реке Мезени — при минус 31 по Реомюру, хоть и худо, но возможно». По шкале Цельсия это 39 градусов мороза. В такой холод краски густели, не держались на холсте. Художник работал, зажимая кисть в кулаке и придерживая её рукавом малицы — ненецкой шубы.

Картины, рисунки и этюды становились главным грузом, который привозил Борисов из своих путешествий. Именно они, рождённые студёным дыханием ледников, трескучими морозами тундры, свечением морских закатов и холодом бесстрастных волн, прославили художника, сумевшего застывшим разноцветным маслом и кистью со срезанной щетиной переложить все краски Арктики на холст. Его выставкам рукоплескали в Европе, в США его картины выставлялись в Вашингтоне, в резиденции президента — Белом доме.

 

В стране смерти

Самую знаменитую свою работу «Страна смерти» Борисов написал в 1903 году после экспедиции на остров Новая Земля. К путешествию он готовился тщательно, выстроив яхту «Мечта», которая походила на суда пинежских промысловиков. На острове он возвёл дом-мастерскую с баней и кладовой, хлев для скота. Всё оборудование и обстановку, коров, собак он доставил в 1899 году на Новую Землю на своей яхте.

Перед тем как осесть в мастерской на зиму, команда Борисова отправилась в экспедицию вдоль восточного побережья Новой Земли. Поход сложился неудачно. «Мечту» зажало льдинами, и судно дрейфовало почти 200 километров. Путешественники оставили яхту и спустились на плавучие льды. Они шли пешком по снежной пустыне, испытывая холод и голод. Лишь через неделю их спасли ненцы. «Мы не померли с голода благодаря лишь тому, что у нас осталось ещё несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей, а кровь питьём». Он вспоминал, что сырые мозги тюленя — это самое вкусное, что ему приходилось когда-либо есть. Команда возвращалась в дом-мастерскую три недели.

Всю полярную зиму Борисов работал — писал пейзажи и рисовал углём портреты. Сегодня серия ненецких портретов и пейзажи хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Немало работ Борисова и в архангельском музее.

В «Стране смерти», сюжет которой он повторял ещё не менее 15 раз в других картинах, пожалуй, отразилась и вся любовь Борисова к Арктике, и всё его восхищение, и всё мастерство, перенятое у Куинджи и Шишкина. Алый закат сменил податливый серый цвет моря на свой собственный красный, только синие айсберги, громадой стоящие в воде, сохраняют сумрачный вечерний цвет волн. И всё же и они подсвечены сиянием полярного солнца, утонувшего почти за горизонтом, но ещё распространяющего свою власть над безбрежной холодной водной пустыней. Казалось бы, какие цвета может дать заснеженная Арктика, кроме белого? Все цвета, доказал Борисов. И в самых тонких и нежных их проявлениях, и в самых грозных и пугающих сочетаниях. Пожалуй, «Страна смерти» — лучшее тому подтверждение.

 

Берлин, Вена, Красноборск

Но прежде чем появиться этой картине, было ещё одно путешествие по Новой Земле — в апреле, после пережитой зимы, команда полярников во главе с Борисовым отправилась вдоль берегов архипелага. В Медвежьем заливе Александр Борисов открыл большой ледник и назвал его в честь Сергея Витте. «Эти исполинские глыбы льда переливаются всеми цветами радуги, кажутся фантастическим дворцом северного царства. Долгие часы просиживал я здесь, любуясь ледником и зарисовывая его», — писал он своих путевых заметках.

Его экспедиции дали современникам немало открытий. Александр Борисов впервые описал 35 географических объектов и назвал их: ледник Третьякова, мысы Куинджи, Верещагина, Репина, река Филиппова (участник экспедиции), ручей Носилова (полярный исследователь). И только в 1973 году на карте Новой Земли появилось имя самого Борисова: в честь полярного исследователя-художника назвали полуостров между заливами Чекина и Незнаемым.

В сентябре 1901 года команда Борисова вернулась в Архангельск. С тех пор ему не довелось больше побывать в Арктике, хотя он и планировал очередное путешествие. С этого времени началась большая выставочная работа художника, он снискал себе славу во многих странах. Но оказался не в чести у себя на родине, где ему не давали хороших залов для выставок. Все его картины хотели выкупить в США, но он отказал, сказав, что они должны храниться в России. Он остался верен и своей малой родине, вернувшись в Красноборск и продолжая писать северные пейзажи.

Через три дня исполняется 150 лет со дня рождения художника Александра Борисова. Воспользуйтесь этой юбилейной датой, чтобы в ближайшем будущем посетить музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в Архангельске или музей-усадьбу Борисова под Красноборском. Здесь вам расскажут, о чём умолчала эта статья: о его экономических проектах и о том, какое отношение Борисов имеет к современному курорту Солониха, расположенному, кстати, всего в трёх километрах от его дома, и о кружке, подаренной полярным исследователем норвежцем Нансеном ему, «русскому Нансену», и об орденах, полученных Борисовым за творческий подвиг, и о его поздней и единственной любви, и о его смерти, такой же неоднозначной, как и восприятие художника на родине.

В эти ноябрьские дни в столице Поморья состоится конференция «Александр Борисов — художник и гражданин», в музеях пройдут выставки и мероприятия, посвящённые юбилею. И хочется верить, что история совершает акт справедливости, поднимая сегодня имя и картины Борисова в один ряд с его учителями и друзьями: Шишкиным, Репиным, Васнецовым.

 

Подготовила Елена НИКИТИНА

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей