Третья осень Крыма

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/969_d1086.jpg

В марте 2014 года Крым вернулся на свою историческую родину. Ликование людей не знало предела. Доходило до того, что люди чуть ли не целыми днями ходили по улицам с триколорами и кричали «Ура России!». Плохо, конечно, что патриотизм переходит в фанатизм, но эйфория к июлю этого года, когда я в очередной раз посетил полуостров, практически сошла на нет. Но нет и какого-то особого раздражения, хотя Крым в составе России столкнулся с массой трудностей, большая часть которых и сегодня весьма актуальна.

Как живётся полуострову в составе России

 

Градус неудовольствия

Впрочем, некоторые местные жители действительно крайне недовольны. Это те, кто при Украине занимался мелким бизнесом без лицензии, не платя налогов, по-свойски договариваясь с местными властями. Те, кто делал деньги на разнице курсов при обмене рублей, долларов, евро на гривны в обменниках (теперь все они закрыты, а обменять валюту можно только официально в банках). Те, кто ждал от России немедленный золотой дождь в свои карманы, одномоментного решения всех накопившихся со времён СССР проблем. Те, кто ходил по вагонам прибывавших поездов и предлагал курортникам жильё…

Увидеть таких граждан случилось и в этом году. Как правило, на остановках, в автобусах и на рынках. Неудовольствие своё они высказывали по-разному. Кто-то всячески поносил Россию и  Путина, уверяя, что при Украине жилось не в пример лучше и проще. Кто-то, напротив, апеллировал к российскому руководству, обвиняя во всех бедах местные власти, которые, по их мнению, торпедируют все позитивные начинания. По отношению к отдыхающим они более благожелательны, но порой встречаются такие наглые туристы с откровенно свинским и хамским поведением, что самому становится обидно за крымчан.

Тем более что в их словах есть и рациональные вещи. Например, с учётом чьих интересов составлено расписание автобусов в той же Евпатории, совершенно непонятно. Ходят они до девяти вечера, некоторые — до восьми. И это в курортном-то городе, где есть весьма отдалённые районы. Такая же петрушка и с междугородным сообщением. Вообще транспорт в Крыму — тема интересная.

 

Негладкая дорога

Добираться до Крыма сегодня не то чтобы проблематично, но всё же как-то не очень удобно. В том числе и по той причине, что авиакомпании, несмотря на наличие субсидируемых государством рейсов, задирают ценник. Если в прошлом году я заплатил за перелёт из Архангельска в Симферополь 8 тысяч рублей, то в этом около 12 тысяч. Были билеты и по 16, и по 18 тысяч. А ведь именно воздушным транспортом передвигается большинство туристов.

Количество рейсов в Симферополь за эти годы увеличилось в разы. Однако это привело к тому, что аэропорт начал не успевать их принимать. Пришлось строить новые терминалы. Но проблему до конца это не решило. Периодически происходит задержка рейсов, долгое ожидание выдачи багажа. Например, мой рейс из Симферополя в Москву в августе задержали больше чем на пять часов.

С другой стороны, жизнь жителям Крыма, у которых родственники на Украине и за границей, осложняет тот факт, что международных рейсов больше нет. Приходится летать через Москву или Питер.

Железнодорожное сообщение с Крымом практически прервано. Составы, минуя Украину, ходят только в Симферополь и Севастополь, время в пути из-за этого значительно увеличилось. А ведь на вокзал Евпатории до весны 2014 года в сутки приходили до четырёх-пяти поездов из России. Молчу уж про более крупные города. Не первый год идёт разговор о прокладке новых железнодорожных путей в обход «незалэжной», но до полного завершения проекта ещё, думаю, очень долго.

Пока вроде бы справляется паромная переправа через Керченский пролив. По сравнению с 2014-м, когда люди сутками стояли в очереди, сейчас всё происходит гораздо быстрее.

Райские условия, пожалуй, сохранились для таксистов (если не считать того, что в соответствии с российским законодательством ужесточились правила эксплуатации автотранспортных средств). Правда, вот аппетиты у них куда как выросли. Например, с меня за проезд из Керчи в Симферополь (191 км) требовали 6 500 рублей, из Симферополя в Евпаторию (63 км) — 3 000. Выросли ценники на услуги такси по городу, достигнув уровня Северодвинска. Есть такие деятели, которые подлавливают туристов, впервые прибывших на полуостров, и называют им просто дикие суммы, чуть ли не 1 000 рублей за километр пути. И кто-то покупается…

 

Что на рынке и в кошельках?

Вообще, как рассказывают местные жители, первый год российской прописки Крыма был золотым временем. Цены хоть и выросли, но оставались ещё вполне себе украинскими, а зарплаты и пенсии стали россий-скими. Правда, не у всех. Недаром же не так давно крымские пенсионеры пожаловались на это премьер-министру Дмитрию Медведеву во время его визита в Крым. Могу подтвердить: хозяйка, у которой я отдыхаю много лет, получает пенсию около 8 000 рублей.

Ценники же в магазинах и на рынке за это время выросли в разы. Если в 2015-м они настораживали, то летом этого года в магазины было просто страшно заходить. Некоторые продукты стоят на 20—30% дороже, чем в Северодвинске. Консервы, соки, например. Причём не самые лучшие. Даже в небольших городах на базаре черешня этим летом была по 400 рублей, клубника — по 300, груши — по 250, помидоры — от 100 до 130, персики — до 150. Я понимаю, что какая-то часть продуктов доставляется с материка и это влияет на стоимость. Но фрукты и овощи, которые продают на базаре, растут здесь, на полуострове. Молочная продукция также местных производителей, а цены на неё не внушают оптимизма.

Если в столовых-забегаловках ещё как-то можно поесть более-менее дёшево, рискуя, правда, своим желудком, то в кафе и ресторанах ценники достигли чуть ли не московского уровня — с алкоголем где-то от 2—2,5 тысячи на человека. Хотя есть и сравнительно недорогие кафе, где предлагают вкусный шашлык по 130 рублей за 100-граммовую порцию, но таких единицы.

Уж если цены отпугивают туристов, то что же говорить про местных жителей. Ладно ещё их свои сады-огороды отчасти спасают.

Непонятная ситуация с алкогольной продукцией, которая производится в Крыму. В советское время здесь работали десятки предприятий и винсовхозов. С потерями, конечно, но такая ситуация сохранялась и при Украине. Цены на вполне хорошего качества вина были откровенно смешными. После присоединения они очень резко выросли. Да и качество стало хуже. К примеру, знаменитая «Массандра», которая всегда славилась креплёными винами, стала делать откровенный «шмурдяк» под видом полусладких вин. Другие производители начали выпускать недорогие сомнительные вина и крепкий алкоголь с обязательной припиской на этикетке «Крымское», которыми буквально наводнили российский рынок.

 

Пожить можно! Без связи?

Однокомнатную квартиру с кондиционером, интернетом и телевизором в этот сезон в Евпатории можно было снять за 1000—1200 рублей в сутки. В частных домах можно устроиться и за 400—600 рублей.

По причине того, что мировое сообщество по-прежнему считает Крым частью Украины и обложило полуостров санкциями, здесь не работают многие российские банки (Сбербанк, например) и сотовые операторы. Очень сложно установить некоторые приложения и скачать программы на телефон, а операторы «Мегафон» и «Билайн» предоставляют только международный роуминг. Без него лишь местный Win-mobile и МТС Краснодарского края. А туристские сим-карты откровенно разорительны. Да и качество связи стало хуже.

Но в целом перемены к лучшему в Крыму заметны, хотя и происходят они не так быстро, как хотелось бы. После возвращения на историческую родину стали наконец развиваться сельскохозяйственная и курортно-туристическая отрасли. Но инфраструктура Крыма нуждается в серьёзных вложениях, и без помощи федерального центра тут не обойтись. Некоторые городки полуострова будто до сих пор живут в СССР. С 80-х годов здесь практически ничего не изменилось — убитые дороги, обшарпанные дома…

Эксперты туриндустрии не раз заявляли, что россияне, разочарованные низким уровнем сервиса и обрадованные потеплением в отношениях с Турцией, в Крым стали ездить меньше. Это не совсем так. Конечно, туристов стало меньше по сравнению с украинскими временами, но сказать, что их совсем мало, язык вряд ли повернётся.

Как говорят чиновники, надо подождать до открытия Керченского моста. Тогда и поток отдыхающих увеличится, и цены снизятся. Ну что ж, поживём — увидим.

 

ЧТО ПОЧЁМ

Цены в Крыму с 2014 года выросли в разы:

•Билет на самолёт Архангельск — Симферополь — от 12 000 рублей.

•Такси из Керчи в Симферополь — 6 500 рублей; из Симферополя в Евпаторию — 3 000 рублей.

•Черешня — 400 рублей за килограмм, помидоры — от 100 до 130, клубника — 300.

•Томатный сок (банка 3 л) — 250300 рублей.

•Вино «Мускат белый красного камня» («Массандра») — 950 рублей.

•Ужин в ресторане — 2 0002 500 рублей.

•1-комнатная квартира (Евпатория) — 1 0001 200 рублей/сутки.

•Комната в частном доме — 400600 рублей/сутки.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей