Когда Чаячье было чистым

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/11/967_d1086.jpg

Я старожил острова Ягры. В конце 1940 года нас с сестрой привезли к родителям, которые жили на острове с весны 1939 года. С тех пор живу здесь, даже, как ни странно, почти на том же месте. Потому и хочу рассказать, как жил остров в первые годы города — до войны. Даже вынужден это сделать: в нашей стране почему-то не хотят помнить прошлое...

В каком районе находилась колыбель Молотовска — Северодвинска? На Розовом острове, уверен наш читатель

Первый район Ягр, один из домов.

Первый район Ягр, один из домов.

Один из коттеджей дома отдыха. 1940 год. Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея

Один из коттеджей дома отдыха. 1940 год.
Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея

Я строил этот город

Сначала несколько слов о себе. Родился в 1935 году. Когда я приехал, на Яграх было два района, два посёлка и коттеджи дома отдыха.

Через полгода началась война. Отец ушёл на фронт и погиб в августе 1943 года под Смоленском. В том же году я пошёл в первый класс ягринской школы № 4.

С октября 1951 года по август 1952-го обучался в школе ФЗО профессии каменщика, потом работал на строительстве города. Первым домом, в котором уложены мои кирпичи, был угловой на пересечении улиц Железнодорожной и Северной (ныне ул. Торцева), первый кирпичный дом на Железнодорожной. Внутри этого квартала находился городской рынок. В начале 1952 года его перенесли на улицу Советскую (в сторону железной дороги, ближе к складам), потом на Железнодорожную (где теперь  автобусная остановка «Восход»), потом он переместился к самому вокзалу…

Затем я работал на улицах Северной и Арктической — ныне это проспект Ленина. Строили дом, где потом жил директор Севмаша Егоров, затем — военный городок, ныне это улица Гагарина. Много строили и заключённые, а также военнослужащие.

До 1951 года работы велись вручную, из техники были тачки и носилки. После перекрытия первого этажа устанавливали подъёмное устройство под названием кран «Пионер» (лебёдка со стрелой на поворотной платформе). Кирпич, раствор и другие материалы поднимали и складывали у подъёмника, а потом на тачке развозили по рабочим местам и только тогда начинали работу. Если были подсобные рабочие, всё это делали они. И только с 1952 года стали устанавливать башенные краны, что позволило исключить тяжёлый ручной труд и весь строительный материал подавать прямо на рабочее место.

Фундаменты укладывали заключённые. Рыли траншеи, делали опалубку, укладывали арматуру, заливали бетон — всё это вручную, а зимой делали обогрев фундаментов, чтобы не замерзал бетон.

С августа 1954 года до конца 1957-го я служил в армии. С 1958 по 1962 год работал в Гидромеханизации. С февраля 1962-го работал на «Звёздочке» до ухода на заслуженный отдых в марте 1990-го.

 

Кто встречал «Иван Каляев»

Ягры изначально были выбраны местом для будущего города. Первые строители пришли сюда и начали великую стройку ещё в 1935 году. На Яграх встречали в июне 1936 года прибывший пароход «Иван Каляев». Об этом говорила и ветеран  города Л.И. Черняева.

Грузы доставлялись морем. На Южных Яграх был построен большой причал. В дельте реки работала землечерпалка, которая углубляла фарватер и производила намыв береговой линии и заболоченных мест острова. До войны была произведена выемка грунта под док, началась закладка бетонных оснований.

Это и пригодилось в дальнейшем при строительстве «Звёздочки» и жилфонда после войны. Почему я это пишу? Я участвовал в строительстве дока на «Звёздочке». Место нового дока почти совпадало с прежним. Аналогичен был и принцип строительства. И при разработке котлована нам попалось одно ранее подготовленное бетонное основание; может, были и другие. На таких основаниях устанавливали каркасы для будущих цехов…

На Яграх началось и строительство жилья. В строительном лесе недостатка не было, им были завалены все берега острова. Как это получилось? В те времена был молевой сплав. Брёвна вместе со льдом плыли по рекам вниз по течению. До впадения рек в Северную Двину устраивали запани, где лес задерживали. Но не всё удавалось перехватывать. Лес раскидывало по берегам Северной Двины и моря. Из года в год. Так и скопилось на Яграх огромное количество леса.

Но при строительстве города сразу возникла проблема с доставкой грузов на Ягры: нужен был железнодорожный мост (забегая вперёд, скажем, что даже деревянный удалось построить только в 1940 году). Поэтому решили перенести строительство с острова на материк. В 1936 году уже там продолжились основные работы.

 

Одноэтажные Ягры

На острове между тем тоже продолжалось строительство. Там появились два района: Первый и Третий.

В Первом был один квартал двухэтажных домов и двухэтажная школа № 4, остальные дома одноэтажные. Магазины, столовые, детские сады, котельная, баня и клуб. Во время войны большинство строений занимали воинские части. Кинотеатра не было. И мы, дети, бегали смотреть фильмы к военным: в выходные там показывали кино. Для нас мест не было, мы размещались где придётся — на полу перед сценой или на сцене с той стороны экрана. Но и это нам доставляло большое удовольствие…

Третий район был меньше, в основном там стояли одноэтажные дома, двухэтажных зданий было два. Один из домов памятен тем, что в нём формировалась лыжная бригада в конце 1941-го — начале 1942 года. Это место за озером, где сейчас Ягринская гимназия. В этом районе находились автопарк, больница, пекарня, столовая, баня, магазин, детский сад, ледник, пожарная часть, котельная. И озеро, которое тогда являлось источником питьевой воды. Поэтому за чистотой водоёма следили. Выгородили участок для полоскания белья, так как поначалу большинство жителей ходили полоскать бельё на озеро. Чтобы удобно было брать воду, проложили мостки до более глубокого места. Озеро постоянно пополнялось подземными источниками. Вода была чистая и приятная на вкус. В 50-е годы провели водопровод, а озеро превратили в помойку…

Когда началась война, большинство мужчин сразу ушли на фронт, и многие семьи тоже уехали. Осталось много пустых домов. Не стало автопарка, больницы и пекарни.

Кроме двух районов был ещё так называемый посёлок. Здесь проживали девять семей. Так как я тут жил и вырос, то перечислю жителей. В первом доме проживали Каменные Пётр и Марина и их дети Таня, Тина, Зоя и Игорь. Во втором — Лукины Сергей и Людмила и двое их детей, их имён не помню, они уехали сразу после начала войны. В третьем — Губкины Яков и Лидия. В четвёртом — Родионовы Мартемьян и Павла и их дети Таня, Катя, Юра и Лёня. В пятом — Громовы Семён и Ульяна и их дочь Нина. В шестом — Лоскутовы Степан и Августа. В седьмом мои родители — Фёдор и Анна Тарбаевы и мы, их дети: Павел, Нина, Славик. В восьмом — Бармин (имени не помню), его жена Вера и их дочь Руфа. В девятом — Ершовы Василий и Анна и их дети Юра и Геннадий. Из посёлка на фронт сразу ушли шесть человек, и четверо погибли в 1941 году: Лукин, Громов, Лоскутов и Бармин. В 1943 году погиб мой отец Фёдор Борисович Тарбаев. Вернулся после войны только один Родионов…

Ещё за речкой Камбалицей жили две семьи, Демидовы и Паутовы. Сейчас там яхт-клуб и несколько частных домов.

Были и посёлок на берегу моря, в конце нынешнего проспекта Бутомы, и рыбацкий посёлок — он и сейчас на том же месте.

А на территории нынешнего соснового бора, между первой и второй автостоянками, располагались коттеджи дома отдыха: четыре  двухэтажных корпуса, столовая и корпус для культурно-развлекательных программ. Все жилые помещения обогревала котельная. Во время войны здесь располагалась воинская часть. Но и дом отдыха продолжал функционировать, в нём долечивались после госпиталя офицеры.

На Яграх также находится старое городское кладбище — в районе воинского мемориала, где хоронили до 1947 года.

Посёлок и Третий район разделяли болото и транспортная дорога, ныне улица Октябрьская. Через болото были проложены мостки.

Помню такое, можно сказать, археологическое наблюдение. Мне было лет десять. Стояло засушливое лето, болото обмелело. Я решил нарвать камыша и, пробираясь по болоту, наткнулся на корпус лодки. Разгрёб траву и мох и увидел часть борта с килевой частью то ли носа, то ли кормы. Меня удивило, что доски были сшиты прутьями, даже килевая часть соединена таким же образом с бортом. Сколько лет было этим останкам, не знаю…

 

Павел ТАРБАЕВ

 

P.S. Если кто жил до войны на Яграх и помнит те места, пусть дополнит или поправит. Тогда мне было только шесть лет.

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей