Нам бы и в голову не пришло петь, веселиться и балагурить у могил близких на кладбище. А они при этом одеваются как на праздник и приносят вкусные блюда, чтобы всласть попировать. Для мексиканцев это состояние вполне естественное. Не потому, что душевно чёрствые. Просто традиция отмечать День мёртвых, восходящая к верованиям доиспанских цивилизаций, несёт в себе совершенно иную философию отношения к смерти.
Зачем мексиканцы пируют на кладбищах
Заменить череп на крест?
Ещё в начале моего приезда в Мексику хозяйка дома, где я останавливалась, подарила мне атласную подушечку, набитую рисом. На вопрос, что это значит, бабушка Соледад только вознесла руки к небу и многозначительно произнесла: «Космико». В этом и ключ к пониманию современных мексиканцев, и ликующее торжество древнего мироощущения, пробившего ростки в рационализме XXI века.
Далеко не безобидный праздник мёртвых мексиканцы отмечали много веков назад. Ацтеки тогда хранили дома черепа родственников и использовали их в ритуалах. Испанские завоеватели посчитали, что те просто надсмехаются над смертью. И попытались максимально придать действу благостный вид, приурочив его к христианскому Дню поминовения всех усопших и Дню всех святых. Но заменить радость на скорбь, а череп на крест за 500 лет колонизации не получилось. Поэтому сегодняшний День мёртвых — это гремучая смесь взаимоисключающих традиций.
Поскольку отмечают его три дня — с 31 октября по 2 ноября, когда по преданиям души умерших посещают родной дом, — застать гулянья мне удалось в Мехико, Пуэбле и Оахаке-де-Хуарес. Везде на главных площадях в эти дни устраивали масштабные танцы в традиционных костюмах под удары народных инструментов и звук погремушек, пристёгнутых к босым ногам. Перед действом саму площадь очищали дымом курильниц. Выглядит всё это завораживающе!
Бал вампиров
Эпицентр празднования Дня мёртвых приходится на юг страны — город Оахака-де-Хуарес. Ещё на подъезде к этому городу ночью меня встретила какофония звуков, слышимая отовсюду. Всхлипы труб невпопад, напоминающие лихие балканские мотивы, бой барабанов, взрывы петард — под такой аккомпанемент по улице гуляла колонна ряженых чертей, ведьм, вампиров и чудищ с бензопилами. Спать той ночью никто не собирался.
С ног на голову всё вокруг переворачивается и в следующие два дня: главным местом действия становится кладбище, куда родные приходят вспомнить усопших под свет свечей и вспышки фотокамер. Уличные музыканты мариачи поют по заказу любимые песни ушедших. Мёртвые «оживают» на улицах города в громком карнавальном шествии. И на каждом углу можно видеть главный символ праздника Катрину — скелет, облачённый в богатую женскую одежду с широкополой шляпой.
А не хотите ли попробовать череп? Сахарный или шоколадный? Многое в этом празднике шокирует, но именно этого и ждут тысячи туристов, приезжающих сюда в эти дни. Бразильянки, с которыми я познакомилась на шествии, признались, что это очень напоминает их карнавалы. Для них это яркий аттракцион, возможность оторваться. А что День мёртвых значит для самих мексиканцев?
Этот вопрос я задала Хесусу, с которым встретилась на улице Оахаки, пытаясь найти свой хостел. Частично он со мной согласился, что праздник в последние годы принял черты карнавала, главное на котором — оторваться, особенно для молодёжи. Но потом долго убеждал, что в этом заложен особенный смысл. Вспомнить ушедших с радостью, а не с грустью — вот основная задача праздника.
В этом, кстати, и главное отличие Диа де лос муэртос (Dia de los Muertos — День мёртвых) от американского Хэллоуина, который у нас многие клянут. Оба проходят в одно время и основаны на языческих традициях, смешанных с христианством. Но в последнем заложен страх нечисти: надевают маски страшилок, чтобы она не причинила вреда и приняла за своих. В Дне мёртвых не так: мертвецы здесь главные и желанные гости.
— Просто слейся с толпой и пытайся чувствовать происходящее, — дал мне совет Хесус.
Именно так и можно понять этот колоритный национальный праздник. Ведь смерть ещё не конец, а лишь продолжение пути. И это надо хорошенько отпраздновать!
Студенты Национального автономного университета Мексики в 2004 году выстроили из 5 667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, на 2 667 черепов превышающую прежнюю. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса.