Лешуконский самородок

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/t6165121_d163.jpg

Он ушёл из жизни прошлым летом. Ушёл тихо, как и жил, безропотно и безмятежно. Как человек истинно поморского характера, по выражению архангельского писателя Анатолия Левушкина, «скоромного и упорного, с душой щедрой и открытой всему доброму». А питательной средой для творческого самородка всегда служила лешуконская земля.

Первому писателю Северодвинска Геннадию Аксёнову исполнилось бы 80 лет

 

Восхождение на Олимп

Каждый пишущий человек эту высоту берёт по-своему. Для приехавшего в город из глухой деревни Вожгоры Геннадия Аксёнова она началась с обыкновенной заметки в газету. Мы познакомились в заводском профилактории. Молодой обрубщик литейного цеха однажды обратился ко мне, начинающему журналисту заводской газеты, с просьбой помочь написать заметку об одной добросовестной проводнице поезда. Написанную с его слов короткую зарисовку я отправил в «Правду Севера». Этот первый шаг «в незнаемое» оказался поистине судьбоносным.

На заводе № 402 (ныне Севмаш) Геннадий проработал недолго, подав заявление в Архангельское медучилище. Спустя два года фельдшер Северодвинской станции скорой помощи возобновил сотрудничество с местными газетами. Героями его заметок становятся медсестра, водитель машины с красным крестом на борту, ветеран здравоохранения. Испытывая муки творчества, нештатный корреспондент познаёт и радость от работы с чистым листом бумаги.

Прежде чем отправить ту или иную рукопись в газету, автор несет её мне на первичную обработку. И только потом она попадает к Инессе Крыловой («Северный рабочий») или Валентину Усинову («Правда Севера»). Каждый из нас троих стремился разглядеть за наивным словом и порой корявой строкой нестандартно мыслящего человека.

Первая удача ожидала газетчика Аксёнова на всесоюзном конкурсе «Подвиг». Автор очерка показал себя не только уверенно владеющим военной темой, но и тонким знатоком человеческих характеров и судеб.

Далее подоспел его величество случай. Самый ранний рассказ Г. Аксёнова о непутёвом медвежонке попадает прямо в руки редактору журнала «Советская женщина», пребывавшей в наших местах в командировке. Проходит месяц, другой, и — о чудо! — авторитетнейший журнал печатает рассказ северодвинца, растиражировав его на многие языки мира.

К тому времени, обозначим его 70-ми годами, в литературном багаже северодвинского фельдшера шлифовались уже более десятка рассказов и уже вызрела повесть о северном промысловике и его собаке с необычной родословной.

Хорошие взаимоотношения складывались с вологодскими и московскими литераторами. Нащупывая дорогу к издательствам, он заручается поддержкой Евгения Богданова, Николая Жернакова, Дмитрия Ушакова, Василия Ледкова, удостаивается их благожелательных рецензий. Одна рукопись проходила начальную подготовку в журнале «Юность», другая отслеживалась в издательстве «Современник», третья уже значилась в анонсах «Севера» и «Позиции».

Восхождение на Олимп складывалось негладко. Хотя местные газеты печатали Аксёнова, возглавлявшего городское литературное объединение, с выходом собственной книги пока не получалось. В молодёжном журнале так и заморозили рукопись северодвинца, когда та предстала пред «всевидящим оком». В издательском лабиринте столицы безвозвратно пропала вторая. О третьей и говорить неловко. Умер возглавлявший издание писатель, и заявленная повесть канула в безвестие…

 

Север, любовь моя!

«Вся моя жизнь связана с Севером, — писал Аксёнов в предисловии к своей первой повести «Тайбола». — Знакомы мне угрюмые суземья и болотные топи, чуткий ночной сон у костра. Повидал нетронутые цивилизацией девственные боры, кишащие дичью и зверем».

Уроженец Лешуконья, он глубоко познал родной язык, влюбился в его самобытную природу. И жар своей души отдавал литературному творчеству. В 1991 году при активном участии Аксёнова, в ту пору руководителя литературного объединения «Гандвик», в типографии Севмаша выходит коллективный литературный сборник северодвинцев «О Севере, о жизни, о любви». Я видел, как радовался за неё первый из 28 авторов, как дорого ему это выстраданное сердцем издание.

Спустя год районная газета Лешуконья помещает на своих страницах повесть Геннадия Павловича «Охотники», однако настоящее счастье испытал он при выходе из печати авторской книги под названием «Тайбола», напечатанной в типографии Севмаша под моим редактированием. В одноименной с книгой повести литератор выразительными средствами передаёт восхищение силой духа, смелостью и выносливостью охотников, беззаветной преданностью их четвероногих помощников.

Вскоре после выхода в свет второй повести состоялся приём прозаика в Союз писателей России. Таким образом, после 30-летней «стажировки» в литературном объединении города прозаик Геннадий Аксёнов открыл и возглавил список профессиональных литераторов Северодвинска. Следом за ним на этот пьедестал почёта вошли Ангелина Прудникова, Анатолий Порохин, Алексей Трапезников, Андрей Сазонов, Елена Николихина, Людмила Жукова, Александр Бурлов…

Без малого пять десятилетий продолжалась литературная деятельность Г.П. Аксёнова.

«Писал он мало, но мучительно долго, без конца переписывая и шлифуя своё детище, — отзывался в «Правде Севера» публицист Евгений Дрёмов. — Добросовестно делил недельный бюджет времени на работу в бригаде «Скорой помощи» и на терзания-мучения за письменным столом. Тут уж полное совпадение, никакого раздвоения — врач «Скорой» одновременно врачует души и тела. Завидное призвание у человека!» Лучше и не скажешь.

28 сентября Геннадию Павловичу исполнилось бы 80…

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей