Транш-Монтань с иголочки

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/t2129_d1086.jpg

Совсем скоро здесь будут разворачиваться новые интриги и раздаваться аплодисменты соскучившихся по спектаклям зрителей. А пока в Северодвинском драматическом театре настоящий аврал. Полным ходом идёт подготовка к открытию 80-го, юбилейного сезона. Заглянув за кулисы, убедились: за успехом театра стоят не только актёры.

Кто «заряжает» костюмы актёров и переносит зрителя в другие эпохи

Феи пошивочного цеха: кипит работа! Фото автора

Феи пошивочного цеха: кипит работа!
Фото автора

Эскиз не по лекалам

Создание спектакля — работа целого коллектива единомышленников. Важно всё: костюмы, декорации, свет. Поэтому идея режиссёра, прежде чем воплотиться в жизнь, проходит через десять постановочных служб. Это столярный, пошивочный, художественный, бутафорский, парикмахерский, костюмерный, монтировочный, электрический, световой и реквизиторский цеха. Дадут ли всем мастерам на подготовку две недели или два месяца, их главная задача — уложиться в срок. И если нужно, то работать они готовы и по 12 часов, и в выходные. Ведь зритель со спектакля должен уйти домой с ощущением пережитого катарсиса.

В должности художника-модельера театрального костюма Екатерина Горбанёва второй сезон — она преемница Виктора Фесенко, посвятившего этому делу 40 лет. Первой её работой стала сказка «Крылья Дюймовочки». Сейчас количество придуманных ею костюмов уже не сосчитать. Отправной точкой для создания образа всегда является видение режиссёра: именно он задаёт тон работе, а сложности лишь добавляют азарта. Работает Екатерина не одна, во всём советуется с помощницами из пошивочного цеха.

— Работаем в четыре головы, — признаётся модельер.

Интереснее всего воплощать исторические костюмы: элегантные платья, широкополые шляпы, кружева, перчатки, перья — вот где богатство материалов и фактур! На иные наряды уходит до 15 метров ткани. Нередко приходится решать и головоломки: как, например, скроить камзол из шторной ткани трёхметровой ширины? Ведь никаких готовых лекал нет — всё только из головы.

 

Надеть за полминуты

Ткани закупают не где-нибудь в Москве — у нас в городе. Найти отрез нужного цвета и определённой фактуры, со своей изюминкой бывает непросто. Поэтому мастера художественного цеха всегда готовы что-то «подпылить», что-то подкрасить.

Есть среди костюмов драмтеатра и свои долгожители. Например, фронтовые трофейные визитки и английские фраки. На сцене их можно увидеть в спектаклях «Мёртвые души» и «Моя прекрасная леди». Вот так получается: актёры меняются, а костюмы остаются.

— Тогда такие ткани были — вечные! — признаётся начальник пошивочного цеха Зоя Дорофеева.

В костюмерном цехе собраны реквизиты для четырёх спектаклей. Среди плотно прижатых друг к другу нарядов романтичное платье Анриетты, расшитый «золотом» камзол капитана Транш-Монтаня из спектакля «Фанфан-Тюльпан», элегантное платье-футляр из «Моей прекрасной леди». Но мало костюм создать — надо его ещё «зарядить». Погладить, постирать, вовремя принести в гримёрку, помочь актёру одеться и застегнуть все пуговички за полминуты.

— Хочется всё успеть и актёров не подвести, — рассказывает костюмер Инна Чулкова. — Это только кажется, что надеть ту же рубашку просто. У каждого предмета гардероба — свой подвох. А если в костюме присутствуют мелкие детали (пуговицы, платочки, шарфы), задача усложняется.

 

Бытовые вещи в труппе не играют

Не обойтись театру и без бутафорского цеха. Допустим, актёр худой, а по роли ему требуется «нарастить» живот. В ход идут поролон, синтепон и умелые руки мастеров.

— Никакого силикона: все материалы должны быть лёгкими и позволять коже дышать. Ведь на актёра и так идёт очень большая нагрузка, и тепловые удары случались, — рассказывает начальник бутафорского цеха Нэлли Цветкова.

Её подопечным под силу превратить кеды в лапти, выполнить роскошные короны и треуголки, сделать сабли и вылепить статуи, «вырастить» фрукты из папье-маше и оформить занавес из 300 метров ткани. Каждый день здесь идёт эксклюзивная ручная работа. Самой ответственной, признаётся Нэлли Валентиновна, была лепка бюста А.С. Пушкина.

Бытовые вещи на сцене никогда не используют: они не сыграют так, как нужно. Всё должно быть немного других размеров и других фактур. Поэтому даже скатерти и наволочки приходится шить отдельно. Самое печальное, что большая часть всего этого реквизита потом уничтожается: всего не сохранишь.

 

Самолёт на сцену!

В художественном цехе происходит покраска декораций. Старший художник-декоратор Ольга Буткина вспоминает, как пришла в театр в 1997 году. Первой её работой стала огромная икона Владимирской Божьей Матери к спектаклю «Виноватые», которая до сих пор украшает помещение. Сейчас же ручная работа медленно, но верно уступает своё место современным технологиям. Например, для создания декораций всё чаще применяют печать портативных баннеров.

Всё о механизмах крепления декораций знает старший машинист сцены Сергей Иванов. На одни спектакли требуется подвижный круг, на другие — театральные провалы (люки), тросы, штанкеты, мягкие задники. Главная задача специалиста — сделать так, чтобы всё работало слаженно и безопасно. Не под силу ему лишь в одиночку вывезти самолёт на сцену, для этого потребуется помощь трёх человек.

Начинать новый сезон всегда непросто. Поэтому весь коллектив старается, чтобы зритель пришёл на спектакль и получил заряд эмоций!

 

Этот юбилейный сезон откроют сразу двумя премьерами. 1 и 2 октября покажут романтическую комедию «Фанфан-Тюльпан» — о Франции XVIII века, когда женщины были доступными, а мужчины занимались любимым делом — войной. А 14 и 15 октября — философский спектакль «Жанна». Это история о бизнес-леди в возрасте и её молодом инфантильном друге. Впервые на сцене будет применён принцип телевизионного павильона — действие развернётся одновременно на нескольких площадках.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей