Скрипичных дел мастер

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/t2153_d1086.jpg

— Чтобы получилась хорошая скрипка, нужно влюбиться в неё, в её форму, её звук, — убеждён мастер, который вот уже три года делает скрипки. — Мне инструмент этот всегда нравился, в молодости я даже купил себе скрипку.

Пётр Никитин осваивает технологию создания этого инструмента

А сегодня он сам их собирает, изучая уроки в интернете и читая книги. Много для понимания работы дают фильмы о скрипичных мастерах, даже художественные ленты. Особенно впечатлил Петра Ивановича сериал «Визит к Минотавру» 1987 года, историческая часть которого рассказывает о работе Страдивари и его учителя Амати (роли исполнили С. Шакуров и Р. Плятт).
Об особенностях создания королевы музыки Пётр Никитин может рассказывать долго и интересно, потому что многое он понял на собственном опыте, пройдя путь «ошибок трудных». И сегодня, задумываясь о том, что сложнее всего в скрипке, он не даёт однозначного ответа.
— Вот, к примеру, возьмём толщину материала. Чуть больше слой дерева — и звук уже низкий, чуть тоньше — и есть опасность, что инструмент быстро прохудится, — делится мастер. — Порода дерева тоже важна: сосна по сравнению с берёзой, например, более мягкая, и звук от неё отражается хуже, поглощается, а значит, использовать её для нижней деки (нижней стороны скрипки) нельзя. Идеальный материал для этой части конструкции — клён, но найти его в нашем городе нереально, поэтому я решил заменить клён берёзой. А вот на верхнюю деку (верхнюю часть скрипки) нашёл необходимую для неё ель. Именно это дерево даёт правильный резонанс, благодаря которому скрипка поёт. Да и дерево для этого нежного инструмента должно быть непростое — сухое, прямослойное.
Такое мастер нашёл в деревне в старом доме, который был пущен под снос. Пётр Иванович съездил в небольшую экспедицию и привёз изрядный запас хорошего материала. Часть его уже пущена в работу — уже готовы головки для четырёх скрипок: с изящными завитками, выточенными вручную, с деревянными колками (крепления для струн, с помощью которых они натягиваются), покрытые разного оттенка лаком. Предстоит работа над корпусом, грифом, установкой струн.
Профессиональных инструментов для изготовления скрипки у мастера нет, но он, плотник по образованию и художник в душе (кстати, Пётр Иванович и картины пишет), мастерит их сам. Например, с помощью нагревательного прибора, установленного на деревянную подставку, он гнёт дерево на обечайки (боковые части инструмента).
Пока изучал технологию изготовления скрипки, поправил и старую выброшенную гитару. Сегодня она живёт своей второй творческой жизнью, и Пётр Иванович сам может сыграть на ней мелодию Бориса Гребенщикова «Под небом голубым…» — выучил ту, что особенно понравилась. Но главное дело для него сегодня — это скрипка.
Увлечение инструментом передалось и внучке Петра Ивановича. Сейчас Настя обучается в музыкальной школе по классу скрипки. Как только её приняли на отделение оркестровых инструментов и она взяла в руки скрипку, чтобы играть, Пётр Иванович тоже взял в руки скрипку — чтобы сделать такую же, но свою.
— Я хочу сделать лёгкую скрипку, не по весу, а по звуку, — улыбается Пётр Иванович. — Чтобы звуки, которые берёшь на инструменте, хорошо отзывались. И если правильно собрать всю конструкцию, выдержать толщину, материалы, то этого можно добиться.
Так пусть же зазвучит ваша скрипка, Пётр Иванович!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей