Неизведанный Клондайк

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/t2160_d1086.jpg

В последние годы туристический бренд Архангельской области активно продвигается, а взлетевшие курсы валют способствуют тому, чтобы путешествовать дома. Насколько это перспективно и какие проблемы предстоит решить? Об этом в канун Дня туризма, который отмечается 27 сентября, мы беседовали с заместителем председателя комитета по культуре и туризму областного Собрания депутатов Василием ГРИШИНЫМ.

Привлечь туристов в регион способен только комплексный подход к решению его проблем, считает Василий Гришин

т2~161_d1086

Фото автора и из архива АОСД

Фото автора и из архива АОСД

Бизнес палкой не загонишь

— Архангельская область в плане туризма — настоящий Клондайк. У нас в одном месте собрано много разных достопримечательностей. Именно здесь, на Севере, сохранились традиции русской культуры, — считает Василий Дмитриевич.

— Достаточно ли тех средств, которые в последние годы вкладываются в сферу туризма на уровне региона?

— Есть одна цифра, которая ярко характеризует эффективность работы, проводившейся с 2008 года. За это время количество туристов в области увеличилось практически вдвое — до 380 тысяч человек в 2015 году.

Вопрос про инвестиции непростой: точно оценить их сложно. Одно дело бюджет по программе развития туризма — это цифры совсем небольшие. Порядка 10—20 млн рублей в год на создание имиджа региона, обучение специалистов, проведение семинаров различных уровней. Другое дело — опосредованные капиталовложения. Большие ресурсы из Федерального дорожного фонда, например, вложены в реконструкцию трассы М-8. Способствует это развитию туризма? Безусловно. Есть и ещё один источник финансирования — средства бизнеса.

— И насколько активно предприниматели участвуют?

— Сейчас два наших туристских кластера — Беломорский и Котлас-Сольвычегодский — вошли в федеральную программу. До 2018 года в их развитие вложат порядка 9 млрд рублей. Из них только по Беломорскому кластеру — около 6 млрд рублей, 2 млрд из которых — средства бюджетов различных уровней, а всё остальное — капитал бизнеса, в основном местного. И если бюджетные средства предусмотрены на развитие инфраструктуры обеспечения — дороги, инженерные сети, реконструкцию причала в Архангельске, то средства бизнеса идут как раз на строительство гостиниц, расширение системы общественного питания и прочее.

— Интерес предпринимателей в чём? Ведь у нас нет такого большого потока туристов, как на юге, затраты быстро не окупятся.

— Интерес — прибыльно вложить свои средства. Бизнес нельзя загнать куда-то палкой: он будет участвовать, только если чувствует и просчитал перспективу.

 

На Север за снегом

— Вы сказали про трассу М-8 и  два федеральных кластера, которые будут развивать. Но есть ещё, например, Онежский район — красивейшее место с непроездной для туристического транспорта дорогой. Как решать эту проблему?

— Есть ещё два федеральных кластера — Устьяны и Каргополье, которые тоже получат господдержку в ближайшие годы. Мы неоднократно как депутаты обсуждали возможность создания и региональных кластеров. Онежско-Плесецкий — один из тех, которому требуется поддержка. Сейчас есть дороги из Архангельска на Онегу и из Онеги на Плесецк. Они региональные, поэтому средства из Федерального дорожного фонда на них не получить. Решать вопрос можно только за счёт внутренних резервов. Но если мы сделаем дорогу на Онегу, а заняться этим можно будет не ранее 2020 года, можно будет говорить о её передаче в федеральную собственность. При этом по качеству она должна быть как М-8.

Затем надо браться за дорогу на Плесецк. Тогда будет удобно ездить из Петербурга на Онегу и можно разрабатывать маршрут типа «Серебряного кольца Севера». Наша задача — не только помочь жителям области свободно перемещаться по региону, но и привлечь туристов с юга и запада.

— И чем может заинтересовать Север тех, у кого туризм давно налажен?

— Тем, чего у них нет. В Москве, например, теперь нет снега. И нигде нет такого огромного и разнообразного количества памятников деревянного зодчества. Правда, многие из них требуют реставрации. Преодолеть все эти проблемы можно только системной работой. И кластеры — как раз системный подход к развитию не только туризма, но и самой территории.

 

Будущее — за гостевыми домами

— Инфраструктура готова выдержать поток туристов, если к нам массово поедут? Достаточно ли у нас тех же гостиниц?

— Мест размещения хватает: годовая загрузка гостиниц у нас порядка 60 процентов. Но в моменты, когда происходят крупные мероприятия, в районных центрах возникают проблемы. Надо привлекать местных жителей — и бизнес гостевых домов у нас развивается хорошо, сейчас их около сотни. Но его развитие сдерживает наша ментальность: люди мы гостеприимные, добрые, но закрытые. Кроме того, сегодня нет стандартов по размещению и обслуживанию гостя. Их нужно вводить постепенно, дав людям возможность встать на ноги.

— А туристско-информационные центры (ТИЦ), которые сейчас активно открывают, отрабатывают свою задачу?

— Все подчёркивают их необходимость. В то же время у меня, например, есть к ним претензии. ТИЦ — это прежде всего оператор своего электронного сайта. Но когда на него заходишь, приходится покопаться, чтобы найти желаемое. При этом надо хоть немного понимать, что такое Архангельская область. Приезжему человеку разобраться в этом сложно.

— Много ли возможностей у желающих открыть своё дело и получить поддержку?

— Минэкономразвития на открытие собственного дела даёт безвозмездные средства — 300 тысяч рублей. И многие владельцы гостевых домов их получили. Минкультуры оказывает финансовую поддержку, если они затевают модернизацию и разрабатывают проекты. Есть также центр микрофинансирования, который предоставляет кредиты малому бизнесу под небольшой процент. И туризм — единственная отрасль, в которой получить его можно сроком на три года. Кроме того, у нас развито движение ТОСов, через которые также поддерживают гостевые дома.

— И последнее: как вы считаете, Северодвинск перспективен в плане развития туризма?

— Северодвинск и Мирный могут стать сильными центрами притяжения. Того, что есть у нас, больше нет нигде в стране. Но существует проблема секретности: третий год наше Агентство по туризму работает с предприятиями, чтобы открыть их хотя бы для детей. И заводы в этом заинтересованы: если мальчишка в 10—13 лет  увидит не просто что делается, а как, с применением каких технологий, ему будет интересно сюда пойти работать. Думаю, эта проблема решится в ближайшее время.

 

Главное, что мы потеряли с 1991-го по 2001 год, это то, что наши дети перестали ездить по родному краю и любить его. Сейчас министерство образования и науки оказывает финансовую поддержку школам в случае организации поездок детей по области. За пять лет количество таких групп увеличилось вдвое.

 

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Бюджетная отдача от туристской деятельности растёт и составляет уже более 200 млн рублей. Из них порядка 55 млн рублей поступают в районные бюджеты. И это работает: главы администраций районов стали охотнее поддерживать развитие туризма.

 

Туризм — это многофункциональная система бизнеса, требующая, чтобы вокруг неё развивалось всё. В том числе и культура, спорт, молодёжная сфера, событийные мероприятия.

 

ЖДЁМ ТУРИСТОВ

75 тысяч туристов плюсом должен получить регион к 2020 году по итогам реализации проектов двух федеральных кластеров. Вероятно, их структура изменится. Половина туристов будут местные, половина — приезжие из России и из-за рубежа (сейчас соотношение — 60 на 40%).

 

Беседовала Екатерина КУРЗЕНЁВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей