Бригада сборщиков Сергея Докучаева работает на строительстве атомной подводной лодки «Казань» с момента её закладки. Занималась формированием корпуса. Сегодня объект внимания бригады — носовая оконечность.
ГЛАВНЫЙ СТАПЕЛЬ
Сейчас мы в основном занимаемся обслуживанием монтажных участков, им без сборщиков не обойтись. Например, при монтаже оборудования возникает необходимость доработки фундаментов. Есть у нас и свой объём работы, — поясняет начальник участка № 20 стапельно-сдаточного производства Олег Семенов. — Как показывает практика, даже когда корабль выводится из цеха и начинаются швартовные испытания, вопросы по корпусным работам остаются. Сегодня на «Казани» заняты четыре бригады сборщиков, в том числе и Сергея Докучаева.
Когда мы пришли на участок, бригадир находился в отпуске, отдыхал последние дни перед выходом на работу. Замещал его Сергей Карельский, который и познакомил нас с коллективом.
В бригаде 25 человек, средний возраст — 30—35 лет, все специалисты высокой квалификации. У каждого свой путь на стапель. Что касается Сергея, то его путь в профессию начался 12 лет назад: поступил в Севмашвтуз на смешанное отделение, устроился на предприятие.
А вот один из лучших сборщиков бригады Алексей Попов готовился стать специалистом по сварке — и стал им. Окончив технический колледж, работал сварщиком в стапельном цехе 50, учился сварочному делу в Севмашвтузе.
В 2011 году после службы в армии вернулся на Севмаш, но уже учеником сборщика.
— Так сложилось, — говорит Алексей. — Со сборкой не очень был знаком, осваивал профессию с интересом, сдал на разряд, сплотился с коллективом, работа нравится. Видеть, как рождается корабль, самому участвовать в строительстве — здорово. Горжусь этим.
А как же сварка? Алексей считает, что одно другому не мешает, а только дополняет. Он неоднократно замещал мастера. Кстати, высшее образование у рабочего на стапеле сегодня становится нормой. В бригаде Докучаева таких пять человек, есть ребята, которые учатся в институтах. А в категорию инженерно-технических специалистов не переходят по нескольким причинам. Основная: там ниже заработки. Но есть ещё и фактор привлекательности, осознания личной причастности к большому делу — строительству подводных кораблей. Техника сложная, чтобы создавать такую, необходимы технические знания, так что высшее образование — делу подспорье. «Голова работает, сила в руках есть — будем строить, — говорит Алексей Попов. — Такие подлодки нужны флоту».
Андрей Истомин пришёл на Севмаш около двух лет назад из городской организации, где работал сборщиком мебели. Успешно прошёл обучение в бригаде, получил второй разряд, буквально недавно сдал на третий.
— Сборщик мебели, конечно, неплохо, полученные навыки в жизни могут пригодиться. Но сборщик корпусов металлических судов — работа совсем иного профиля, более сложные, более грандиозные вещи делаешь. Эта профессия престижная и высокооплачиваемая. Мне нравятся моя работа, коллектив, — говорит Андрей.
Бригада мобильная, сплочённая, профессионально подготовленная. Как считает старший мастер Максим Макеев, в этом большая заслуга бригадира. Сергей Докучаев — хороший организатор.
— Этот коллектив знает атомные подводные крейсеры и проекта «Ясень», и проекта «Борей», начинал с головных кораблей, — говорит Максим Владимирович. — Был период, когда бригада одновременно занималась «Северодвинском», «Александром Невским» и прихватывала ещё «Владимира Мономаха». Сейчас у неё большой объём работ по формированию носовой оконечности АПЛ «Казань», это наиболее сложная часть корпуса подлодки, насыщена механизмами, оборудованием.
— Времени до вывода корабля остаётся немного. Успеете? — спрашиваю Сергея Карельского.
— А у нас нет выбора. Надо — значит, сделаем, — улыбается он.
— Строительство подлодки жёстко контролируется руководством предприятия, — добавляет начальник участка Олег Семенов. — Три раза в неделю проводятся проверки по построечным документам. Вопросов возникает много. Работаем, продвигаемся вперёд.
…Сегодня, как и вчера, и как будет завтра, бригада Сергея Докучаева придёт на «Казань». У неё, как и у многих других производственных коллективов, идут нелёгкие рабочие будни, которые приближают день вывода корабля со стапеля.
Людмила ВЕТКИНА