MENU
«Я по-прежнему люблю проводить экскурсии и ценю свою работу за общение со счастливыми людьми — если человек собрался в музей, он настраивается на хорошее, на  встречу с возвышенным». «Я по-прежнему люблю проводить экскурсии и ценю свою работу за общение со счастливыми людьми — если человек собрался в музей, он настраивается на хорошее, на встречу с возвышенным».

23.09.2016 • Культура

Пусть проект даст эффект

Недавно Северодвинский городской краеведческий музей (СГКМ) приступил к реализации нового проекта «Город тот дорог», который стал финалистом всероссийского конкурса «Музейный гид» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Один из инициаторов и авторов проекта — научный сотрудник музея Любовь Карпова, которая вместе с коллегой Анастасией Цветковой воплотила идею в жизнь. Кстати, имя Любови Владимировны часто мелькает в городских и областных СМИ: победила в очередном конкурсе проектов, получила грант, подготовила выставку, провела яркое мероприятие… В некоторых провинциальных музеях считают, что «у Потанина выиграть невозможно», а северодвинские музейщики выиграли. Как это у них получается? У автора проекта и спросим. Сегодня наш собеседник — заведующая сектором развития ГКМ Любовь Владимировна КАРПОВА

Любовь Карпова: «Моя задача — сделать так, чтобы музей был на виду и на слуху»

 

От смотрителя до руководителя

— Любовь Владимировна, вы родились и выросли в Новодвинске, по образованию — учитель русского языка и литературы. Как пришли работать в Северодвинский городской музей?

— С первого урока истории в 4-м классе я поняла, что хочу быть учителем истории. Через год в списке желаемых профессий появился экскурсовод. После школы собиралась поступать на истфак Поморского университета, но так вышло, что учиться пошла на филологический факультет. И поняла, что литература — та же история, только в интересных рассказах. Окончила ПГУ, вышла замуж; мы переехали в Северодвинск. Мечту связать свою жизнь с историей и работать в музее я не оставляла, но идти туда и предлагать себя на работу не решалась. И вот однажды всё-таки осмелилась. На крыльце встретила красивую доброжелательную женщину; спросила, как найти директора. Это оказалась директор музея Валентина Ивановна Стурова. Наверно, я заинтересовала её тем, что сказала: «У меня красный диплом, но согласна быть смотрителем, только бы работать в музее». Так в сентябре 2000 года я стала смотрителем. Несколько месяцев наблюдала, как работают научные сотрудники, слушала их экскурсии и понимала, что у меня получится не хуже. Подготовила экскурсию, представила её на методсовет. Через полгода меня перевели в научный состав. Как я была счастлива! Первую экскурсию прогоняла (репетировала) раз сто, не меньше. Постепенно всё наладилось, началась серьёзная работа.

— Чем нынче вы занимаетесь как завсектором развития?

— Моя задача — чтобы музей был на виду и на слуху. Но на пустом месте новостей не сделать, должны быть события. А события происходят, если есть новые идеи и они реализуются. Чтобы реализовать идею (создать новую экспозицию, выставку, экспонат и т.д.), необходимы средства, которые надо найти и привлечь. Реализация новых идей на привлечённые средства — это и есть проектная деятельность. Проект нереально реализовать в одиночку, нужны единомышленники. Мы привыкли работать в паре с завотделом экспозиционно-просветительской работы Анастасией Цветковой. У неё стратегическое мышление. А её идеи мы потом конкретизируем, разрабатываем тактически.

 

Работоголик на шпильках

— Расскажите о вашем первом проекте, а также о самых ярких из них.

— Смело заявляю: у нас не было неудачных проектов. Вне зависимости от суммы финансирования (это могут быть и 20 тысяч рублей, и миллион), с каждым проектом связаны хорошие воспоминания: налажены связи, появились новые друзья. Первым был в 2008-м проект «Я — молодой» к 70-летию города и 80-летию комсомола. Тогда по программам «Молодёжь Северодвинска» и «Молодёжь Поморья» удалось привлечь 60 тысяч рублей. Но эффект от реализации проекта был намного значительнее, чем получение суммы в рублях. Мы познакомились с молодыми художниками Денисом Стальмаковым и Александром Менуховым; все молодёжные объединения города стали нашими друзьями и партнёрами.

Моему сердцу близок каждый наш проект, но известность в городе и музейной среде принесли два: «Музейная субмарина», которая трижды становилась финалистом всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», и «Черновик истории», который позволил подружиться со всеми северодвинскими СМИ и стал основой долгоиграющих проектов, в том числе телевизионной рубрики на ГТРК. Хочу отметить, что в музее не только мы с Анастасией пишем проекты. На счету наших коллег много удачных проектов.

— За что вы любите свою работу?

— Я абсолютный работоголик. Люблю свою работу за разнообразие и отсутствие рутины: мы всё время учимся и видим, что наши знания сразу применяются, а идеи чудесным образом воплощаются. За командировки, возможность посетить музеи и театры в других городах и странах.

Обожаю наш пёстрый и талантливый музейный коллектив во главе с Валентиной Ивановной Стуровой, которая, кажется, знает всё и всех (и о каждом экспонате у неё своя история), поддерживает хорошие идеи и любит деятельно помогать людям.

Сейчас больше времени уходит на написание и реализацию проектов, на научную работу. Но я по-прежнему очень люблю проводить экскурсии и ценю свою работу за общение со счастливыми людьми: если человек собрался прийти в музей, он настраивается на хорошее, на встречу с возвышенным. На «Дни семейного отдыха» к нам приходят люди всех возрастов с семьями, друзьями, и общение с ними дарит позитивные эмоции.

 

К каверзным вопросам — готова!

— А как вы относитесь к посетителям, задающим каверзные вопросы?

— Мне нравятся все посетители, кроме равнодушных и говорящих при мне по телефону. Если вижу в составе группы человека, знающего по теме экскурсии больше меня, с удовольствием даю ему высказаться; люблю, когда добавляют случаи из своей жизни и практики. Если попадается въедливый посетитель и задаёт вопросы, ответов на которые я не знаю, не стесняюсь позвать коллег или позвонить специалисту.

— Во время городских праздников вы выходите с выставками на улицы Северодвинска.

— Чтобы привлечь посетителей, мы решили сами «повернуться к народу» и придумали акцию «Музей выходит в город». Распечатали стенды, размещаемся с ними в сквере за Домом корабела, рассказываем об истории нашего города.

— Говорят, у работников культуры низкие зарплаты. Как же вы ухитряетесь по два-три раза в год путешествовать всей семьёй по Европе?

— Один умный человек мне когда-то сказал: «Если у тебя мало денег, а ты хочешь купить некую вещь — покупай! Если нет, денег у тебя всё равно больше не станет. А если купишь, через некоторое время обнаружишь, что у тебя и нужная вещь есть, и с голоду никто не умер, и жизнь продолжается». То же и с путешествиями.

Когда первый раз собиралась в Европу, внимательно изучила вашу статью в «Северном рабочем» «В Норвегию дикарём». А сейчас малобюджетные путешествия стали семейным хобби. Каждый раз дотошно составляю бюджет поездки, анализирую, на чём можно сэкономить, радуюсь, когда удаётся поймать суперскидки на авиабилеты или отели. Спасибо дочкам Тане и Миле, которые стали нашими переводчиками. Кто кого возит, это уже большой вопрос!

 

«Путешествуя, учусь»

— Наверное, в музеях разных городов и стран удаётся подсмотреть нечто, что можно потом использовать в вашей работе.

— Конечно, мы всегда посещаем музеи «с пристрастием». Из российских музеев я бы отметила Государственный Дарвиновский музей и Еврейский центр толерантности (оба в Москве). Очень много дало посещение ведомственных музеев ЦКБ «Рубин» и «Малахит», предприятия «Африкантов». Лучший музей «для удовольствия» в моей жизни — «МИШКА» (Музей истории шоколада и какао) кондитерского концерна «Бабаевский». Как ни странно, идеи, воплощённые именно в этом музее (а также в «Дарвиновке»), нашли отражение в «Музейной субмарине».

А бывает и так. В 2013 году мы с Анастасией Цветковой ездили на стажировку в Польшу, рассказывали об интерактивных экспонатах зала «Музейная субмарина» в варшавском Центре науки «Коперник». Через два года я с удивлением увидела в «Копернике» слегка усовершенствованный аналог нашего экспоната «Переменная плавучесть».

— Может ли маленький Северодвинский музей удивить гостей из больших городов и из-за рубежа?

— Всех впечатляет «Музейная субмарина». Рассказываю, что зал и его наполнение созданы «всем миром»: на проектные средства и при поддержке губернатора, депутатов, предприятий — и все удивляются, какой дружный у нас город. А если на следующий день мы передаем туристов в заботливые руки сотрудников филиала СГКМ в селе Нёнокса, незабываемые впечатления гарантированы даже жителям столиц и мегаполисов!

Иногда гостей удивляют не только экспонаты. Во время празднования 75-летия конвоя «Дервиш» я проводила экскурсию для членов иностранной делегации. После экскурсии подошли две дамы из Великобритании и, указывая на мои туфли на шпильках, сказали: «Супер шуз!» И объяснили через переводчика: «У нас женщины перестали ходить на высоких каблуках, а это так красиво».

Comments are closed.

« »