Живут и помнят

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/09/2065_d1085.jpg

«Комнату крестьянского быта» Яреньги в декабре прошлого года Архангельская региональная туристская ассоциация признала лучшим общественным музеем. Расположен музей в здании бывшего детского сада. Больше сотни экспонатов собраны стараниями местной жительницы Маргариты Терещенко и неравнодушных поморов.

«Комната крестьянского быта» в старинной Яреньге недаром признана лучшим общественным музеем

1914_d1085

Фото автора

Фото автора

Маргарита Петровна не только бережно хранит историю деревни уже 16 лет, но и пишет стихи о родной земле. Они вошли в сборник «Душа Приморья в творчестве живёт», изданный в апреле 2014 года. И начинает экскурсию создательница музея собственными стихами: «Были предки наши новгородцами, северной земли первопроходцами…». Когда они высадились в этих землях, рассказывает далее Маргарита Петровна, то были поражены яркой игрой света на речной глади. Потому название деревни связано со славянским богом весеннего солнца Ярилой. Дома строили на века, не украшая резьбой, зато её наносили на прялки, рубеля (приспособления для разглаживания и стирки одежды) и другие предметы быта. Дополнительно строили двор с широким взвозом, горницей, повалушей и боковухой для размещения гостей. Бани располагались по берегам рек, это можно наблюдать и в нынешнем облике деревни.
На экскурсии в экспозиции поморской избы узнаёшь много интересного. Маргарита Петровна берёт в руки особую миску — мочву 1906 года. В ней вымачивали зерно. А ещё по традиции новорождённого ребёнка клали не сразу в люльку, а на целую неделю в мочву, наполненную водой и стоящую на горячей русской печи, давая ему тем самым «подсохнуть» и проверяя иммунитет малыша. Естественно, младенца вынимали из миски, чтобы покормить…
В красном углу висит икона XVIII века. Кстати, если печь стояла слева от входа, то красный угол располагался справа. Каждую икону укрывали специальные полотенца — божники, или набожницы. У кровати стоят сундуки. На каждую девку в семье отец делал по отдельному сундуку для приданого. Прялки 1844 года украшают специальные макушки — горобки. Их отрывали женихи, чтобы обозначить понравившуюся хозяйку ткацкого инструмента. Рядом с печкой на полках расположились блюда, одно из которых сделано в 1861 году. Кстати, на каждом предмете XIX столетия автор оставлял инициалы. Глина для изготовления посуды добывалась в специально вырытом карьере в Золотице, откуда материал доставлялся соловецким гончарам.

Надо сказать, что история деревни тесно связана с Соловецким монастырём, имевшим многочисленные угодья по всему побережью Белого моря. В 1635 году царь Михаил Фёдорович закрепляет Яреньгский погост с деревянной Никольской церковью и со всеми угодьями за Соловецким монастырём. Большую известность Яреньге принесли святые Иоанн и Лонгин, бывшие послушниками на Соловках при игумене святителе Филиппе. Поклониться их мощам шло множество паломников. Тело Иоанна было погребено на берегу реки Сярты в семи верстах западнее Яреньги. Лонгин был предан земле у реки Сосновки в восьми верстах на восток от деревни. На местах погребения святых были построены часовни, одна из которых сохранилась до сих пор. Впоследствии мощи Иоанна и Лонгина были перенесены в стены Зосимо-Савватиевской церкви, построенной в 1638 году на средства Соловецкого монастыря. В 1879 году Архангельский кафедральный собор передал храму благолепный иконостас…
А в июле 1944 года, когда все взрослые находились на сенокосе, один из дежуривших солдат-пограничников выстрелил в крест на куполе церкви. Сильный ветер перенёс пылающие головешки на ту сторону, откуда был произведён выстрел. За несколько часов около 50 домов сгорели, оставив больше половины яреньжан без крыши над головой… Сейчас одно из напоминаний о Зосимо-Савватиевской церкви — колокол 1868 года, он висит около моста через реку, его звон оповещает о пожаре.
Что касается древнего Никольского храма, то он сгорел в 1811 году, через год на его месте построили каменную церковь. Первый священник приходского храма Яреньги Григорий Фёдоров упоминается в 1768 году, найденные исповедные росписи и метрические книги не старше 1779 года.
Ещё одна достопримечательность прихода — покров красной камки с шёлковым изображением преподобного Иоанна, подаренный князем Д.М. Пожарским.

Под песни Коскогорского фольклорного хора Приморского района, которые помогают ещё глубже окунуться в атмосферу древнего Поморья, мы переходим к другой экспозиции. Здесь собраны экспонаты разных эпох: от угольных утюгов до подстаканников с портретом Ленина и солдатом на фоне Смольного. Вот висят сарафаны, рубахи-косоворотки, платки и шали. Последние получали в обмен на соль. В узоре вышивки на вороте, рукавах и подоле присутствуют крестики и олешки из красной и чёрной (синей) нитей.
Украшение играло роль оберега, а два цвета символизировали добро и зло, поэтому красного добавляли больше, как бы обозначая победу светлых сил. Вот сапоги-бахилы и рубахи-бузоломки из нерпичьей кожи. Лапти тоже представлены в экспозиции, хотя поморы их не носили в силу погодных условий, предпочитая кожаные изделия.
У окна огромный стол, под стеклом которого табель-календарь 1922 года, обязательство о поставке картофеля урожая 1934 года, предсказания Брюсова календаря 1878 года и другие сохранившиеся бумаги. Рядом пестерь — короб, который плели из берёсты или еловых корней. В пестере хранили продукты, и они, как в холодильнике, не портились.
В музее есть древние орудия труда: коса-горбуша, творило — специальная деревянная рамочка для создания кирпичей, скобель для сдирания коры с деревьев. Маргарита Петровна собрала в свою коллекцию и промысловые экспонаты: рюжи, мерёжи, различные сети. Есть даже поморское промысловое судно — карбас. Но для рыболовецкой экспозиции требуется отдельное помещение, которого, к сожалению, сейчас нет.
Она отмечает, что музей с радостью посещают дети и взрослые, которые приезжают в Яреньгу к родственникам на время отпусков. Были здесь и гости из Финляндии, и члены Союза писателей России, и академики РАН, и представители Национального географического общества (National Geographic, США). География музейных предметов выходит далеко за пределы Яреньги. Но главной задачей Маргарита Петровна считает сохранение именно яреньгской старины.
Радостно, что в российской глубинке живут талантливые, инициативные, целеустремлённые люди, которые сохраняют историю малой родины.
Подготовил Влад КОРЕЛИН

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей