Обманувший фашистов «Дервиш»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/09/1717_d10851.jpg

Каждый раз, когда происходят масштабные мероприятия, как недавнее празднование юбилея союзных конвоев, в репортажных хрониках не удаётся рассказать истории ветеранов. Но они потрясающие, и именно поэтому две из них мы публикуем отдельно.

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

Дэвид Крейг.  Фото автора

Дэвид Крейг.
Фото автора

Москитные сетки против немцев

Уроженец Великобритании Фредерик Виктор Башфорд — рассказчик занятный. Обаял он не только своей светлой улыбкой, но и воспоминаниями. Ведь участвовал он в самом первом конвое, прибывшем в СССР в 1941 году. В том легендарном «Дервише», ещё не получившем буквенной литеры PQ и давшем собирательное название всей операции по доставке стратегических грузов!

— Когда отплывали из Ливерпуля 12 августа 1941 года, мы не имели понятия, куда и зачем отправляемся. Знал только командир, — вспоминает британский ветеран.

Поначалу команда была немногочисленной. Но потом миссия приплыла на базу, где пополнилась судами. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. В эскорте — три минных тральщика, три эсминца и три противолодочных траулера.

— На судах стояли москитные сетки, как будто мы собираемся на Ближний Восток. Это было сделано для того, чтобы обмануть противника. Мы даже не были уверены, сработает это или нет.

Сработало! Как мы теперь знаем, не обнаруженный немецкой воздушной разведкой конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

 

Мы друзья, а не враги!

Уроки русского языка британские моряки начали получать ещё на борту. Главные правила, которым их тогда обучили: не обсуждать с русскими политику, религию и держаться подальше от женщин. Всё это, признаётся ветеран, строго соблюдали.

— Первых русских женщин мы увидели не сразу. Перед этим нашим судам пришлось переплыть Белое море на эсминце, перевозившем большое количество «Харрикейнов». Тогда, в 1941 году, я целый час наблюдал, как русские женщины в порту самоотверженно носили на спинах туго набитые мешки.

Вспоминается и такая любопытная история. Спустя три недели хождения по морю британцы должны были вернуться обратно. Но стоило им пришвартоваться в одном из мест, как возникло некое напряжение.

— Цвет нашей военной формы был очень похож на цвет формы немецких солдат. А буквально за ночь перед этим там прошли воздушные бомбардировки.

Около часа тогда заняли переговоры, чтобы доказать: это британские друзья, а не враги.

К сожалению, сейчас ветеран не поддерживает связь с кем-либо из своих русских друзей. Последний авиатехник, с которым они  познакомились в Ваенге (Мурманская область), ушёл из жизни десять лет назад.

— Но всё, что я помню о русских техниках и военных (мы должны были обучить их обслуживанию «Харрикейнов»), — это были прекрасные люди, профессионалы своего дела. О них остались только самые тёплые воспоминания.

 

Курить запрещается

Связь по скайпу бумажным письмам предпочитает шотландец Дэвид Крейг. У него с нашими краями связаны особые воспоминания. Здесь прошли почти десять самых ярких месяцев его юности. В том числе — и в нашем городе.

— В Молотовске я был много раз, впервые — в 1943-м, — рассказывает ветеран.

В феврале того года его сухогруз «Довер Хилл» в составе союзного конвоя JW-53 стал на прикол в Мурманске. А оттуда в мае направился к нам, где волей судьбы задержался. Сначала корабль находился на ремонте, потом экипаж пережидал время белых ночей, делавших корабли конвоя лёгкой мишенью для немецкой авиации.

В итоге в Молотовске вместе с восемью своими соратниками Дэвид прожил с 18 июля по 26 ноября. Город с тех пор, признаётся он, изменился до неузнаваемости.

— Тогда это было очень небольшое поселение. Все дороги здесь были деревянными. Из-за большой опасности пожара было запрещено курить: для этого были специально отведённые места.

И тем не менее главные улицы Молотовска, вспоминает ветеран, были в лучшем состоянии, чем в посёлке Экономия, где его команда провела до этого два  месяца.

 

Вернулся в СССР одним из первых

Он вспоминает о жёстких правилах, которыми регламентировали общение между союзными силами. У Дэвида был друг (до войны капитан торгового судна), с которым они ходили в море на одном корабле, общались. Однако когда они шли по улице навстречу друг другу, то капитан мог лишь кивнуть головой, но не заводил разговор. Иностранцам запрещали иметь тесные контакты с русскими военными: всё было под контролем НКВД.

Экипаж «Довер Хилла» долго не мог попасть домой. С наступлением темноты в ноябре 1943-го он дошёл до льдов и благополучно добрался до родины, прибыл в Лондон под Рождество. Но в СССР навсегда осталось сердце находившегося на нём Дэвида Крейга.

— Я был первым британским военным, вернувшимся в те места, где воевал, — с гордостью рассказывает Дэвид.

Он приехал в Мурманск, где находится могила его друга. Фото Дэвида и его жены, держащих британский флаг, даже выставлено в экспозиции мурманского музея. Произошло это в 1980 году, когда запрет на посещение СССР был отменён. С тех пор Дэвид Крейг был в России 12 раз.

— Время, которое мы провели в Белом море, было в основном мирным, и главной нашей проблемой был недостаток питания, — оценивает спустя годы ветеран. — Периодически мы страдали от недоедания. Но мы выжили. И я не думаю, что это причинило кому-то из нас вред — скорее заставило более ценить мирное время, в котором мы живём сейчас.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей