В интересах Севмаша,

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/09/1610_d1085.jpg

— Вот здесь проходят кабельные трассы, а тут скоро установят съёмные листы, — указывает на чернеющий в окружении строительных лесов корпус будущего подводного крейсера начальник стапельно- сдаточного производства Сергей НОВОСЁЛОВ, мы с ним идём возле стапельных ниток, где денно и нощно ведётся строительство боевых кораблей. — Посмотрите: интересный блок, сюда вмонтируют приборы, обеспечивающие жизнедеятельность и боеспособность ракетоносца. Пока же датчики тестируются на специальном испытательном стенде. А вот видите, сколько ящиков с новейшим оборудованием — всё предстоит установить в отсеки.

или Жизненное кредо Сергея Новосёлова

 

Жизнь — корабли

…Небольшая экскурсия по эллингу 2 (стапельный цех 55) подошла к концу. Корабелы ведут головные корабли сразу двух серий — стратегические подводные ракетоносцы проекта «Борей-А» и многоцелевые подлодки проекта «Ясень-М». А ещё сколько серийных! Субмарины в разной степени готовности: одни в ожидании вывода из эллинга, другие в состоянии стыковки блок-секций и загрузки крупногабаритного оборудования, третьи лишь в начале жизненного цикла — долгого пути к морю.

— Такой насыщенной производственной программы давно не было; у нас практически все стапельные места заняты. Как в советское время, — говорит Новосёлов.

Сергей Иванович знает, о чем говорит. Вся его жизнь связана с Севмашем, где он начинал рабочим, а дорос до начальника производств: военно-технического сотрудничества и теперь стапельно-сдаточного — основного конвейера по сборке атомных подводных лодок. 25 августа он отметил 65-й день рождения.

Новосёлов вспоминает, как много лет назад, в конце 1973-го, с ним произошёл случай, существенно изменивший его жизнь. Он, 22-летний сборщик-достройщик цеха 40, пришёл к начальнику цеха Иннокентию Бахтину с заявлением — просил отпустить его работать в конструкторский отдел. Иннокентий Степанович, прочитав бумагу, в крайнем раздражении смял её и с гневным криком: «Вон отсюда!» — запустил комок в него. Вскоре расстроенного парня пригласили в отдел кадров и сообщили, что Бахтин… назначил его мастером. Так студент Севмашвтуза получил свою первую руководящую должность. Позже был старшим мастером, заместителем, начальником цеха 40, участвовал в строительстве атомных подводных лодок, работал за-местителем генерального директора по социальным вопросам.

Особые полномочия

Сергей Иванович с теплотой вспоминает период с 2007-го по 2013-й, когда руководил переоборудованием авианесущего корабля «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии. Сегодня всё позади: работа без выходных и отпусков, многочисленные переговоры и согласования с заказчиком, ходовые испытания, во время которых на борту находились более двух тысяч человек, включая индийских моряков, переход авианосца в порт приписки.

Уровень ответственности был столь высок, что Новосёлова даже наделили особыми полномочиями. Сергей Иванович показал любопытный документ, подписанный руководителями Министерства обороны, Минпромторга и ОСК. Эта бумага возлагала на него ответственность за все испытания «Викрамадитьи» и обучение индийского экипажа. Он, возглавив сложнейшую систему межзаводской кооперации, получил право напрямую звонить директорам заводов, организаций, проектных бюро и решать любой вопрос.

— Плотно работали с командующим Северного флота Владимиром Королёвым (ныне Главком ВМФ. — Прим. ред.), — вспоминает мой собеседник. — И я всегда находил поддержку этого государственного человека.

Флагман индийского флота «Викрамадитья» не стоит у причальной стенки, он постоянно в море. Индийские моряки кораблём довольны.

А ещё Сергей Иванович — депутат областного Собрания четырёх созывов. Его главное политическое кредо — поддержка интересов Севмаша, других оборонных предприятий, жителей Северодвинска. Законотворческая работа помогает и в выполнении производственных задач. Ведь статус депутата позволяет многие вопросы решать значительно быстрее.

Наш разговор прерывает телефонный звонок. В трубке слышен голос ответственного сдатчика АПЛ «Казань» Дениса Долженкова. Вопрос к начальнику ССП: скоро очередной этап монтажа корабельных комплексов, а лучший специалист собрался в отпуск.

— Не переживай, Денис, — успокоил Новосёлов. — Поговорю с ним, объясню, как важно его присутствие, попрошу перенести отдых.

Сплав мастерства и молодости

Разговор плавно перешёл к строительству подводных лодок. Вспомнили, что полтора года назад по инициативе генерального директора Михаила Будниченко объединены в ССП два крупнейших стапельных цеха — 50 и 55. Реорганизация оказалась успешной; она позволила оперативно перераспределять трудовые ресурсы, концентрировать их на нужном производственном направлении. Хорошо показали себя «сквозные участки», объединяющие рабочих определённых специальностей из двух эллингов. Уменьшился документооборот, многие технические вопросы не нужно согласовывать с администрацией завода.

Сергей Новосёлов с гордостью отметил: кадровый состав в ССП — «сплав мастерства и молодости», что позволяет вчерашним ученикам перенимать лучшее у опытных корабелов. Средний возраст рабочих 34 года, мастеров и старших мастеров — 38 лет,  начальников участков — 44. Резко «помолодели» бригады, особенно сборочно-сварочных участков. Есть коллективы, где до 30% рабочих с трудовым стажем год-два. Но молодым нужно учиться. Повышению квалификации способствуют не только работа на заказах, но и конкурсы профмастерства «Лучший электросварщик». Победителю присваивается очередной разряд, вручается премия. Желающих участвовать много.

— Через год-другой, — улыбнулся Новосёлов, — они набьют руку, и у нас будет коллектив ещё сильнее и опытнее.

Стапель занят

— Сергей Иванович, у Севмаша напряжённая производственная программа, а ССП на острие её выполнения…

— Да, у нас на стапеле корабль оживает. Здесь проходит закладка будущей подводной лодки, формируется её прочный корпус, проводятся гидравлические испытания, устанавливается крупногабаритное и иное оборудование, ведутся трубопроводные и электромонтажные работы, монтаж механизмов… Сюда стекаются оборудование, машиностроительная продукция, комплектующие со всей матушки России. На берегу, у до-строечных набережных, в швартовных и ходовых испытаниях также участвуют наши рабочие и инженеры.

— Расскажите о ходе строительства подводных лодок.

— В числе первоочередных задач года — многоцелевая подлодка «Казань» (проект «Ясень-М»). Через несколько месяцев планируем спустить её на воду. Отмечу: много сопутствующих работ; проектант корректирует и дополняет техдокументацию, да и контрагенты порой запаздывают с поставками оборудования. «Казань» под пристальным вниманием генерального директора Михаила Будниченко, его заместителей.

Второй по важности — крейсер «Князь Владимир». Мы его должны вывести из цеха и обязательно использовать навигацию 2017-го для ходовых испытаний. В этом году ожидается большой объём корпусных работ на «Князе Олеге» и «Генералиссимусе Суворове». Продолжается строительство «Императора Александра III», а также «Ясеней» — «Новосибирска», «Красноярска», «Архангельска»; приступаем к работам на многоцелевой лодке «Пермь». Вообще наши переданные флоту корабли: «Северодвинск», «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» отлично показали себя на военной службе, подтвердив высокие тактико-технические характеристики.

— Но когда строительство «Бореев» и «Ясеней» завершится, что дальше?

— Политика государства ясная — защита геополитических интересов России во всех точках Мирового океана. Для этого нужен надёжный, современный флот. Поэтому убеждён: после окончания этих серий будут другие проекты. Благодаря руководству страны, президенту Владимиру Путину у Севмаша отличная загрузка, финансирование работ идёт без задержек, срывов нет. Ну а за корабелами дело не станет: они, как всегда, будут сдавать подводные лодки в установленные сроки и с должным качеством.

Олег КОРОТКОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей