Главная роль — у камеры

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/08/1578_d1085.jpg

Кинопроектор с жужжанием запускает бег больших металлических бобин с киноплёнкой. И на белом экране напротив начинает играть беззвучное чёрно-белое изображение. В такие моменты чувствуешь себя одним из братьев Люмьер — первооткрывателем. И тут же замечаешь: все происходящее фиксирует зоркий глаз цифровой видеокамеры, переводящей историю в современный формат. — Я живу кино каждую минуту. И даже во сне думаю о настройке аппаратуры, — признаётся Евгений Баранов. Уникальную хронику жизни города он ведёт более полувека. Будучи и режиссёром, и оператором в одном лице, пережил все вехи развития киноиндустрии: проявляемая плёнка, видеоформат, «цифра». А начиналось всё так...

Всем по камере! Любительская киностудия «Северянка» образца 1980 года.  Архивный снимок

Всем по камере! Любительская киностудия «Северянка» образца 1980 года.
Архивный снимок

Киностудия из шкафа

Первая любительская киностудия в Северодвинске появилась в 1959 году. Энтузиаст Георгий Степанович Ботин, работавший на Севмаше, приобрёл кинокамеру «Киев-16» и начал снимать киножурналы о жизни и строительстве молодого города. Крутили их в клубе заводского Дома культуры им. Горького на ул. Торцева.

В архиве есть три такие кинохроники, каждая не более десяти минут. Но смотришь их с умилением: вот по дороге прошла лошадка с повозкой, вот строящиеся дома, нехитрый быт комсомольских бригад, вот дети выводят мелом на доске слова «Ленин», а вот площадь Победы — ещё без Ленкома (Дома корабела).

Именно он и станет особым местом в киноистории города. Долгие годы здесь будет жить и развиваться любительская киностудия «Северянка». Поначалу — в трёхстворчатом шкафу Владимира Прокопьевича Иванова. Именно это место в своём огромном кабинете с открытием клубного корпуса Ленкома в 1961 году директор выделил под киностудию. Лаборатория по проявке плёнок находилась в подвале. «Северянку» к тому времени уже примет под своё начало Александр Николаевич Бурлов. А через месяц после открытия кружка кинолюбителей туда придёт увлекавшийся фотографией 12-летний Женя Баранов.

 

В прокат выходят «Грызуны»

— Александр Николаевич — мой первый учитель. Мы с ним и по сей день дружим и помогаем друг другу, — признаётся Евгений Михайлович.

Первый фильм сняли игровой — «Грызуны», про пристрастие к семечкам. Задействовали тогда самодеятельных актёров — работников Ленкома, а саму короткометражку крутили перед показом фильмов в кинозале. Потом Юрий Лавров и Павел Любимский создали кукольный мультфильм «Дурная примета», завоевавший диплом лауреата Всесоюзного смотра. Первым цветным фильмом стала короткометражка «Я остаюсь здесь» (1968 год) — о приезжей девушке, которая влюбилась в наш город, бродя по стройкам.

В 1970 году Александр Бурлов передаст студию Евгению Баранову, руководить которой тот будет                 25 лет. Через него пройдут около 50 кинолюбителей, многие известны сейчас. Телестудию Севмаша, например, возглавляет ученик Баранова Михаил Соберг.

Фильмы выставлялись на областные  и всесоюзные  смотры, не раз становясь лучшими. Был с визитом у северодвинцев и оператор студии «Мосфильм» Пётр Николаевич Терпсихоров.

— Я бывал на многих фестивалях: там просто громят кинолюбителей. У нас же плохих фильмов не было, мы все куски плёнки просматривали, из хорошего выбирали лучшее. Были свои сценаристы, — рассказывает Евгений Баранов.

В 1992 году «Северянка» перешла на видеоформат, но киноплёнки хранятся до сих пор. В начале 2000-х         из-за разногласий с директором Дворца около 300 короткометражек и 300 сюжетов пришлось перевезти в кинолабораторию Севмаша. Сейчас они вернулись на историческое место, в Дом корабела. Туда, где теперь находится и телестудия самого завода.

 

Вторая жизнь в «цифре»

Её организовали в 1976 году для съёмок строительства, испытания подлодок — средства на закупку импортного оборудования выделили постановлением совета министров СССР. Сколько уникальных кадров сделано с тех пор! И всё это время за камерой стоял в том числе и Евгений Баранов.

— Моя задача сейчас — оцифровать материалы, чтобы оставить архив города и завода поколениям.

Кадры будут использовать при подготовке фильмов. Некоторые, например, можно было видеть в «Царях океанов» — фильме, показанном в День ВМФ по Первому каналу. Поэтому и вопроса о том, нужны ли сегодня городу кинопрофессии, не возникает.

— Конечно, нужны! — уверен Евгений Михайлович. — Мы идём вперёд, и, чтобы писать историю, необходимы сценаристы, режиссёры. Создавая новые ленты, нужно отталкиваться от  того, что было снято на «Северянке», Севмаше, телевидении. Люди таких фильмов очень ждут.

В октябре к 40-летию телестудии Севмаша и в рамках Года кино планируют  первый демонстрационный показ фильмов о городе, снятых нашими и приезжими документалистами.

— Они практически неизвестны широкому зрителю. Преступление держать их на полках архивов: картины должен видеть зритель! — уверена руководитель пресс-службы Севмаша, начальник службы информации управления делами и сценарист фильмов о заводе Екатерина Пиликина.

Сейчас творческая команда работает над рождением новых лент и готовит к показу фильмы, уже ставшие историей. Пока рассчитывают на один показ. Дальше всё будет зависеть от зрителя. Проявят интерес, будут и показы. Ведь сниматься кино не прекращает.

 

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

1 октября в Доме корабела состоится показ уникальных архивных чёрно-белых и цветных фильмов о жизни города и завода, ранее недоступных широкому зрителю.

Вход бесплатный, о времени сообщим дополнительно.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей