Завет святого Антония

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/08/1253_d1085.jpg

Сийский монастырь приближается к пятисотлетию со дня основания

Колокольный звон удивительным образом не нарушает тишину.

Колокольный звон удивительным образом не нарушает тишину.

Работники пекарни — элита трудников.

Работники пекарни — элита трудников.

Игумен Варлаам: таким может быть монастырь.

Игумен Варлаам: таким может быть монастырь.

Путешествие в тишину

По прибытии в монастырь нас, северодвинских журналистов, поручают заботам послушника Вячеслава, отвечающего за содержание двух гостиниц для паломников. И он сразу обещает отвезти нас не куда-нибудь, а в сказки Александра Роу.

И слово держит. Сказка — это путешествие на лодке по Малому Михайловскому озеру, на берегу которого стоит обитель. Наш гид рассказывает и о географии (река Сия идёт через Михайловские озёра, далее впадает в Емцу, а та — в Северную Двину; деревня напротив называется Залебёдка), и о том, что это бобры заваливают протоки стволами могучих прибрежных деревьев: в самом деле, запруд здесь немало. Но главное, он спешит поделиться удивлением — детски искренним, радостным, длящимся уже несколько лет:

— Смотрите, как берёзки клонятся к воде!.. Жалко только, лилии отошли уже. И шалакушка, наш северный соловей, не поёт уже. А как тихо… Послушаем тишину?

В самом деле, тишина в сказочных лесных уголках в десятке минутах от монастыря и деревни удивительная. Не нарушают её почему-то ни шум ветра в вершинах леса, среди которого плывём, ни негромкий разговор о красоте, ни всплеск рядом (играет большая рыба), ни даже тарахтенье мотора. Брат Вячеслав рассказывает: зимой и вовсе тишь такая, что уши ломит. Но и пение здесь бывает — пение озёр: в мороз первый лёд встаёт быстро, но ненадолго, его подламывает ещё тёплой водой снизу — и от этого-то стоят удивительные звуки, и низкие, как от канонады (Вячеслав служил в артиллерии, знает, о чём говорит), и пронзительно высокие…

А на обратном пути мы едем уже навстречу закату, золотящему озёрные воды и бросающему багряный отсвет на стены и купола храмов. Удивительный вид. И удивительное место, в котором скоро уже как пятьсот лет назад — в 1520 году преподобный Антоний Сийский положил начало славной обители.

Спасайся, брат

Конечно, и святой Антоний, подвизавшийся здесь до своей кончины в 1556 году, и его ученики и последователи, от ближайших до наших современников, шли сюда не для услаждения чувств, пусть и чистых, эстетических. К уединению в суровых северных условиях приводила и приводит их вера. И стремление к спасению.

«Спасайся о Господе» — доброе пожелание в иноческой традиции. И сколько их — не только спасшихся, но и стяжавших великие дарования у Бога? На неспешной, очень молитвенной и сосредоточенной монастырской вечерней службе не одну и не две минуты звучит длинный перечень северных наших подвижников — и всем известных соловецких святых, и гораздо менее известных в миру угодников Божиих: иноков, Христа ради юродивых, праведных мирян.

Кто-то, впрочем, на первых порах нуждается в спасении не только духовном, но и в самом что ни на есть жизненном. Обители приходится иметь дело с теми, кто страдает от зависимостей, и с теми, кто не может найти себя в мире после лишения свободы. По-разному складывается духовная брань. Настоятель монастыря игумен Варлаам не скрывает: накопив опыт, в том числе печальный, здесь сейчас принимают в число трудников (тех, кто живёт и работает в обители) не всех страждущих. Сейчас трудников около 30. Не все по-настоящему и желают освободиться от страстей, не все готовы к труду — иных приходится контролировать ежечасно. («А разве в вашей семье по-другому?» — задаёт риторический вопрос настоятель.) И всё же, без преувеличения, несколько тысяч людей за без малого четверть века получили здесь неоценимую поддержку — и духовную, и житейскую. Кто-то продолжил путь спасения уже в братии монастыря, кто-то — в обществе, став, как говорит отец игумен, созидательным человеком…

Мы пообщались с несколькими работниками пекарни. Это, конечно, элита трудников, говорит настоятель. Абы кому не доверят печь хлеб. И, кстати, хлеб из монастыря поступает не только на стол самой братии, но и в ряд магазинов и больниц Архангельской области. Современные требования технологии соблюдаются, есть все декларации соответствия, рассказывает помощник настоятеля послушник Александр. Приобрести современное оборудование помог благотворитель из Санкт-Петербурга. С другой стороны, здешний хлеб — ручная, штучная работа (в смену — до полутора тысяч буханок), и используется в нём, скажем, не маргарин, а сливки с собственной фермы… Трудники, тестомес и пекарь, работают сосредоточенно и в то же время как-то легко. Есть здесь люди и из Северодвинска, и из Москвы, и из Волгограда, и разными, порой очень трудными путями пришли они сюда. Но очень искренне звучат слова тестомеса Евгения о том, что сейчас ему здесь нравится: здесь спокойно, здесь работа. И храм…

А добавьте к этому хозяйству и ферму, и покосы. И издательскую деятельность: обитель не только выпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель», но и с 2001-го по 2012 год издавала церковно-исторический ежегодный альманах «Сiйскiй Хронографъ», материалы которого интересны и для профессиональных историков и филологов, — увы, проект приостановился из-за нехватки средств. И даже в молодёжном отделе епархии монастырь ведёт работу: в ближайшее время иноки примут теснейшее участие в организации межрегионального творческого музыкального фестиваля…

Отвлекает ли это от молитвы? Сил требует много, соглашается игумен Варлаам. Но в этом — социальное служение обители. И исполнение заветов её святого основателя: «А промеж собою любовь имейте и покорение о Христе друг ко другу… а нищих поите и кормите довольно и милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое…»

Да не оскудеет место

Увы, в ХХ веке обитель была закрыта, здания разрушались. И хотя монастырь возрождён в 1992 году, залечивать раны приходится до сих пор.

Многие объекты здесь являются памятниками архитектуры федерального значения. Но, как зачастую у нас водится, это порой не облегчает, а лишь осложняет дело возрождения, ведь добиться финансирования крайне сложно, зато буквально каждый шаг приходится согласовывать, сопровождать трудоёмкими археологическими и историческими изысканиями. С 2012 года, 20-летия возрождения обители, монастырь и Архангельская епархия пытаются привлечь внимание центральных властей к этой жемчужине Русского Севера. Ведь в 2020 году — пятисотлетие со дня основания обители! Есть понимание на уровне руководства области, из представителей администрации и церкви создаётся рабочая группа по подготовке к юбилею. В прошлом году удалось было провести переговоры на самом высоком уровне в Москве, говорит отец Варлаам; но — кризис, секвестр бюджета…

Между тем храмы XVII столетия нужно буквально спасать. На будущий год намечены дренажные работы в церковных зданиях — помогут благотворители из Санкт-Петербурга. Пока же фундаменты вбирают воду, сырость победить очень сложно. Министерство культуры России выделило средства на проектные работы по реставрации Троицкого собора. А одна из питерских фирм безвозмездно разработала концепцию развития ансамбля Антониево-Сийского монастыря. Игумен Варлаам прямо-таки любовно показывает этот солидный труд. Современная компьютерная графика творит чудеса: многие архитектурно-дизайнерские решения почти неотличимы от хороших фотографий. На фоне прекрасных северных пейзажей и возрождённые в былом благолепии храмы, и братский и больничный корпуса, и целый гостиничный городок для паломников с крестильным храмом, помещениями для мастер-классов по народным ремёслам…

Удастся ли воплотить это в жизнь? Даже если деньги появятся, к 2020 году окончить все работы не удастся, говорит настоятель. Но надо хотя бы начать. Приветствуется любая помощь — и посильная материальная, и молитвенная.

И, к слову, четверть века назад на руинах славной обители тоже далеко не все верили в её возрождение. Но Господь делает чудеса — руками людей, верующих в Него.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей