Одни из самых ярких и броских костюмов носят девушки, танцующие бразильскую самбу. Особенно эффектно они смотрятся в северодвинских «декорациях». Совсем недавно наши танцовщицы прошлись в карнавальном шествии на Дне города и разукрасили площадь танцами в ярких костюмах. Делала их, кстати, одна из выступающих — Наталья ЧИЧЕРИНА. Она занимается в академии танца «Шафран» в классе бразильской карнавальной самбы уже два года.
ХОББИ-ТАЙМ
Бразилия пришла на север
В марте каждого года проходит конкурс — Кубок Поморья, на котором участ-ницы соревнуются друг с другом в разных номинациях. Событие это не обыденное, потому и костюм нужен подходящий. Для танцовщиц бразильской самбы это максимально яркий наряд с перьями и блёстками. Танцовщицам академии необходимо было в короткий срок, за месяц, сшить два костюма. Да таких, чтобы не стыдно было на конкурс в них заявиться.
И Наталья, у которой из опыта портнихи были только школьные уроки труда, взялась за дело. Основные составляющие тут купальник, перья на руках и ногах и каркас на голову. Дизайн танцовщица разработала сама.
— В силу ментальности северных людей мы не можем себе позволить такие откровенные костюмы, какие можно увидеть на настоящих карнавалах в Бразилии, — говорит Наталья. — Поэтому мы придерживаемся минимализма, делаем что-то более сдержанное. Вместо бикини у нас закрытые купальники.
Но главное в костюме и выступлении — это отнюдь не размер оголённых участков тела, а дух карнавальной самбы. Разноцветные перья разных размеров и блестящие стразы играют свою роль, привлекая зрителя. Яркие зелёные и жёлтые оттенки — то, что нужно в нашем холодном крае!
Но первостепенную роль играют, конечно, перья. История самбы берёт своё начало от африканских танцев, пришедших в Бразилию с рабами, привезёнными завоевателями. И перья в костюмах тоже пришли от жителей чёрного континента, и символизируют они возвышение над проблемами.
— Чем выше и больше перо в костюме, тем радостнее жизнь его обладательницы, — рассказывает Наталья.
Тяжёлая ноша
Металлический каркас костюма Наталье помогал делать брат. После измерения объёма головы будущей хозяйки наряда тонкие прутья нужной длины скреплялись между собой с помощью точечной сварки — явно мужская часть работы.
Сзади каркас тоже литой, он должен крепко удерживать все составляющие костюма. Учитывая, что самба — танец очень подвижный, крепкая хватка металла тут необходима. В среднем одна «корона» может весить от двух до семи килограммов. В костюмах Натальи они весили всего 2,5 килограмма — облегчённый северный вариант. Учитывая, что все танцы девушки исполняют на каблуках, и эта ноша кажется более чем значительной.
Помимо металлической части, костюмы — результат труда Натальи. Как она сама говорит, всё полностью, до каждой стразинки, скрепляла собственноручно.
Трудности возникли на самых первых этапах — при поиске необходимых материалов. Всё, кроме ткани, пришлось заказывать из Москвы и Санкт-Петербурга. После того как необходимая фурнитура была на руках, процесс шёл без проблем.
— При должном желании собрать костюм несложно, — считает Наталья. — Нюанс в том, что скрепляется всё с помощью клея. А сохнуть он должен около 12 часов. Терпение здесь пригодится.
Но до этого важно ещё и разобраться в особенностях перьев — нужно знать, какое перо где поставить. Так как ногами и плечами танцовщицы двигают очень активно, туда ставят более износостойкие перья (гусь, фазан, петух). А на голову можно поместить что-то менее прочное — например, перья страуса и цесарки.
Международная помощь
Немалую помощь при создании костюма Наталье оказали её друзья из Бразилии, с которыми она активно общается через соцсети. Они участвуют в традиционном бразильском карнавале, сами изготавливают себе наряды и знают много нюансов. Секретами мастерства с радостью делятся. Тем более с человеком, который так интересуется культурой Бразилии.
— Нужно понимать, что костюм — это не просто что-то красивое и интересное. Это кусочек традиции и истории другой страны, — отмечает Наталья.
Сама она ехать в Бразилию на карнавал не стремится. Но вот видео праздничного шествия, которые присылают ей друзья из жаркой страны, смотрит с большим интересом. Внимательно рассматривает элементы костюмов, причёски танцовщиц, макияж. Это зрелище вдохновляет её на новые свершения.
К следующему Дню города в планах у Натальи сделать более эффектные костюмы. Она хочет добавить к ним новую деталь — так называемый «рюкзак». Это декоративный элемент, который прикрепляется к спине танцовщицы и составляет с головным убором единый ансамбль — появляются перьевые крылья. Так что следующим летом горожане, вероятно, смогут увидеть ещё более красочное зрелище.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
После карнавала с улиц Рио-де-Жанейро убирают по нескольку тонн осыпавшейся с костюмов мишуры — зато как всё сверкает в процессе. На северодвинском шествии всё более скромно, но главное здесь — настроение!